Пушки калибра 240 мм и выше германские конструкторы устанавливали на специально спроектированных железнодорожных транспортерах грузоподъемностью 80 т. Как и английские и французские транспортеры, они включали главную балку и несколько многоосных железнодорожных тележек. Главная балка состояла из двух продольных несущих конструкций, соединенных поперечными связями. На главной балке монтировались откидные площадки для номеров расчета, обслуживающих установку, а также площадки и механизмы для подачи боеприпасов. Установка пушки на транспортере производилась с использованием ее штатного станка или специально спроектированного станка с люлькой и противооткатными устройствами. При стрельбе с рельсового пути за каждым колесом транспортера устанавливался стальной клин, благодаря чему обеспечивалось эффективное противодействие откату установки после выстрела. Поворотные механизмы транспортера позволяли корректировать стрельбу орудия в секторе ±2°. Для обеспечения кругового обстрела предусматривалась стрельба с железнодорожных поворотных кругов и со специально подготовленных бетонных оснований, когда главная балка опиралась на центральный штырь и систему роликов. Первые такие транспортеры фирма Fried. Krupp AG использовала для создания железнодорожных артиллерийских установок с 210-мм пушками 21 см S.K. L 40 и 21 см S.K. L 45, снятыми со списанных броненосных крейсеров. Пушки стреляли фугасными снарядами массой 108,0 кг на дальность 17900 и 18700 м соответственно, а при использовании снарядов с баллистическим наконечником массой 115,0 кг дальность стрельбы достигала 25600 и 26400 м. Эти железнодорожные артиллерийские установки в германской армии имели кодовое название Peter Adalbert. В годы Первой мировой войны германской армией использовалось несколько десятков железнодорожных артиллерийских установок типа Theodor Karl. В конце войны их было 12, по условиям Версальского договора все они были уничтожены в 1920 г.
|