234-мм пушка Mk13 на железнодорожном транспортере Mk2
Великобритания

  234-мм пушка Mk13 на железнодорожном транспортере Mk2 фото  
 
Тактико-технические характеристики
234-мм пушка Mk13
  Калибр, мм
  233,7
  Длина ствола, калибров
  36,4
  Наибольший угол возвышения, град.
  +40°
  Угол горизонтального наведения, град.
  360°
  Масса в боевом положении, кг
  88371
  Масса в походном положении, кг
  88371
  Масса фугасного снаряда, кг
  172,4
  Начальная скорость снаряда, м/с
  640
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  2070
 

   Разработанный для железнодорожной артиллерийской установки с пушкой Мк10 вариант транспортера Мк2 конструкторы фирмы использовали и для новой 234-мм пушки Мк13. Эта пушка имела длину 36,4 калибра, длина нарезной части ствола составляла 29,5 калибра.
    Пушка была снабжена поршневым затвором, ее масса равнялась 24 614 кг. Особенностью пушки было то, что ее цапфы были смещены к казенной части. Это способствовало увеличению наибольшего угла возвышения при ее вертикальной наводке до 40°, но потребовало от конструкторов спроектировать для пушки новый станок.

    Хотя для уравновешивания веса ствола пушка была снабжена массивной казенной частью, на верхней раме станка пришлось смонтировать кронштейн для дополнительного противовеса. Кроме того, на верхней раме была размещена подготовительная площадка для боеприпасов, подаваемых из вагона-погреба, там же находился кран с ручным приводом.
    Как и в станке для пушки Мк10, верхняя рама при выстреле смещалась назад-вверх по нижней раме, для противодействия откату применялись гидравлические тормоза отката, а накат происходил под действием силы тяжести и пружинного накатника.
    С помощью ручного поворотного механизма нижняя рама могла поворачиваться относительного штыревого основания, смонтированного на платформе транспортера.
    Таким образом обеспечивали возможность кругового обстрела. Дополнительную устойчивость железнодорожной артиллерийской установки при стрельбе в направлении поперек рельсового пути обеспечивали четыре откидные опоры с лопато-образными сошниками (по две с каждой стороны транспортера).

  234-мм пушка Mk13 на железнодорожном транспортере Mk2 схема  
 
Схема 234-мм пушка Mk10 на железнодорожном транспортере Mk2 (вариант с двумя двухосными тележками)
 

   Как уже отмечалось выше, конструкция станка, снабженного ручным подъемным механизмом, позволяла наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов до +40°.
Благодаря этому, несмотря на меньшую чем у пушки Мк10 начальную скорость снаряда (640 м/с по сравнению 823 м/с у пушки Мк10) дальность стрельбы пушки Мк13 составляла 20700 м, то есть на 1500 м больше, чем у Мк10.
    Стрельба из пушки Мк13 велась все теми же фугасными снарядами массой 172,4 кг, однако благодаря более крутой траектории они имели гораздо большее разрушительное действие.
    В связи с тем, что при проектировании железнодорожной артиллерийской установки с пушкой Мк13 еще не было полной уверенности в пригодности для нее транспортера Мк2, конструкторы проработали также схему размещения Мк13 на транспортере Мк1А. При этом станок пушки Мк13 также установили посередине платформы транспортера с возможностью кругового обстрела.

    Железнодорожные артиллерийские установки с 234-мм пушками МкЗ, Мк4, Мк6, Мк10, Мк10 и Мк14 успешно использовались в сражениях Первой мировой войны.
    По окончании войны они были возвращены в Англию и законсервированы.
    В 1940 г. их вернули в строй и задействовали в системе береговой обороны Англии. В связи с тем, что вместо высадки в Англии фюрер Третьего рейха А. Гитлер решил напасть на СССР, 234-мм установкам так и не пришлось «тряхнуть стариной».
    В 1945 г. они были сняты с вооружения британской армии.

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.