Торпеды серий FFV Тр42 и FFV Тр61 |
Шведция
|
Первоначально предназначавшаяся для замены торпеды Тр41 ВМС Швеции, Тр42 стала базовой моделью целой серии легких торпед калибра 400 мм (15,75 дюйма) компании FFV (в настоящее время «Шааб Бофорс Дайнемикс»), предназначенной для внутреннего и внешнего рынков. Базовая модель Тр422 была принята на вооружение в середине 1983 г. главным образом для ведения ПЛО вертолетами ВМС «Боинг-Вертол» 107, численность которых была невелика. Это единственный в своем роде вариант применения западных легких торпед, когда они имеют возможность управляться по проводам после доставки воздушным носителем. Наведение на конечном участке осуществляется пассивной акустической системой.
В энергосиловой установке используются серебряно-цинковые аккумуляторные батареи, боевая часть приводится в действие как бесконтактным, так и контактным взрывателем.
Переменная скорость
Торпеда может быть установлена на одну или две скорости, которые могут меняться после пуска через систему управления по проводам или в соответствии с программой, предварительно заложенной в головку самонаведения. Однотипная торпеда Тр423, как полагают, предназначена для применения с надводных и подводных носителей против подводных лодок и надводных целей. Экспортный вариант торпед Тр422/423 известен как Тр427, он имеет отличия в конструкции и системе наведения, представленные другими рабочими частотами гидроакустики и бесконтактного взрывателя для того, чтобы не дискредитировать установленные на образцах, используемых в ВМС Швеции.
В 1984 г. ВМС Швеции приступили к проведению программы по усовершенствованию торпедного оружия, которая привела к созданию торпеды Тр432. Был разработан полностью цифровой, основанный на микропроцессорах блок наведения, оптимизированный для поиска и уничтожения нового поколения советских подводных лодок с обычными энергетическими установками, бесшумно действовавшими в прибрежных водах. Новая трехскоростная система установки хода и улучшенные возможности наведения по проводам увеличили максимальную дальность хода на 33 процента в сравнении с прежними торпедами серии Тр42. Соответствующий экспортный вариант торпеды получил обозначение Тр43Х0 - на нем предусмотрена возможность при необходимости использовать альтернативные энергосиловые установки. Самой легкой торпедой семейства Тр432/43Х0 является Тр45 - вертолетный вариант с общей массой 280 кг (617 футов) и меньшей емкостью аккумуляторных батарей, в связи с чем его максимальная дальность хода составляет 15-20 км (9,3-12,4 мили) при установке минимальной скорости.
Принятая на вооружение в 1967 г. управляемая по проводам тяжелая торпеда Тр61, не оснащенная системой наведения на конечном участке, была предназначена для применения надводными кораблями, подводными лодками и батареями береговой обороны против надводных целей. В 1984 г. была принята на вооружение дальноходная торпеда Тр613 как преемница Тр61, с такой же энергосиловой установкой, но оснащенная головкой самонаведения, которая использовала бортовую вычислительную систему для выдачи данных для атаки и в случае необходимости, начинала предварительно запрограммированный вариант поиска по исчисленным данным о местонахождении цели. Вычислительная система направляла торпеду в начальную точку и инициировала поиск цели, даже если провода системы управления были порваны. Тепловая энергосиловая установка торпеды использовала смесь перекиси водорода с этанолом в качестве топлива для 12-цилиндровой паровой машины, оставлявшей в воде лишь практически невидимый кильватерный след. В сравнении с современными электрическими торпедами, обладающими такой же скоростью, ее максимальная дальность хода от трех до пяти раз больше.
Ранняя модификация Тр61 состоит на вооружении ВМС Норвегии, а Тр613 совсем недавно заказаны Данией и Норвегией. Для других стран предназначен экспортный вариант Тр617, который имеет в сравнении с Тр613 только незначительные особенности, отличающие ГАС и дистанционный взрыватель от применяемых в средствах поражения ВМС Швеции. Каждая торпеда семейства Тр61 может оставаться в торпедном аппарате до четырех месяцев, не испытывая необходимости в проведении ремонтно-профилактических работ.
Последняя разработка компании «Шааб Бофорс Дайнемикс» -управляемая по проводам тяжелая Torpedo 2000, обладающая высокой устойчивостью против мер РЭП, большой скоростью и дальностью хода.