Бронетранспортер Sisu XA-180 «Pasi» |
Финляндия
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
бронеавтомобиля ХА-180
|
Колесная формула: 6х6/4 (первые две оси);
Экипаж (десант), чел.: 2(10-14);
Боевая масса, кг: 18500;
Масса пустого, кг: 12500;
Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 7350, ширина корпуса – 2900, высота – 2300, колея – 2200, клиренс – 400;
Бронирование: тип брони - стальная катаная, противопульная;
Вооружение: 1 х 12,7-мм пулемет НСВТ;
Двигатель: Valmet 611 DSBJA, четырёхтактный дизельный, с турбонаддувом мощностью 236 л. с.;
Удельная мощность, л. с./т: 15,2;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 100, на плаву – 10;
Запас хода по шоссе, км: 800;
Емкость топливного бака, л: 290;
Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м - 0,6; ширина траншеи, м – 1; подъем, % - 70 |
|
|
|
|
|
|
В 1982 г. проходили сравнительные испытания колесных бронетранспортеров 6х6 Sisu XA-180 и Valmet 1912-6 «Saku», предназначенных для замены БТР-60ПБ, состоявших на вооружении финской армии. По результатам испытаний на вооружение был принят БТР фирмы Sisu; одним из решающих факторов в его пользу было широкое использование в конструкции узлов и агрегатов (в том числе и осей) грузового автомобиля SA150 4х4 «Masi», который также был спроектирован на фирме Sisu и использовался в вооруженных силах Финляндии. Серийное производство БТР ХА-180 началось в 1983 г. Бронеавтомобили ХА-180 «Pasi» состоят на вооружении Финляндии и используются австрийским, ирландским, норвежским, шведским и финским контингентами сил ООН. В 2000 г. Швеция заключила контракт на поставку 104 бронеавтомобилей, срок выполнения контракта 2001-2002 гг., зарезервирован заказ еще на 60 машин. Подписанное соглашение крупнейший за всю историю экспортный контракт военной промышленности Финляндии (сумма контракта 70 млн. евро).
Корпус бронетранспортера сварной, из стальных броне листов, толщиной в лобовой части 10 мм. Водитель и командир размещаются в передней части. В бортах, рядом с их сиденьями, находятся открывающиеся вперед двери. В верхней части дверей и в лобовом броне листе имеются окна из бронестекла, которые могут прикрываться бронезаслонками. Моторно-трансмиссионное отделение находится в средней части машины, двигатель шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбо наддувом Valmet 611 DSBJ мощностью 236 л. с., коробка передач автоматическая Аллисон МТ-643 с четырьмя скоростями для движения вперед и одной назад. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано автоматической системой пожаротушения. В боевом отделении, занимающем заднюю часть корпуса, размещается до 10 солдат в зимнем снаряжении или до 14 в летнем. В кормовом броне листе имеется двустворчатая дверь больших размеров, два люка расположены в крыше боевого отделения. В каждом борту есть по три амбразуры для стрельбы из личного оружия и по три наблюдательных прибора. Еще одна амбразура и смотровой прибор установлены в левой створке задней двери.
Все шесть колес ведущие, подвеска независимая, передние четыре колеса управляемые, в контур управления включены гидроусилители. Размер шин 14,00-20. В передней части корпуса установлена лебедка для самовытаскивания с тяговым усилием 10000 кг.
Бронетранспортер является амфибией, движение по водной поверхности осуществляется за счет вращения двух гребных винтов, установленных в задней части корпуса, в передней части установлен поднимаемый водоотбойный щиток.
Обычно БТР XA-180 «Pasi» вооружается пулеметом калибра 7,62 мм, установленным на турели над боевым отделением, вместо пулемета может быть установлена пусковая установка ПТУР 9М111 «Фагот». В 1996 г. проходили испытания бронеавтомобили ХА-185 с башнями от LAV-25, один вооруженный 25-мм пушкой М242 «Чэйн Ган», второй 30-мм пушкой MDHS «Бушмастер».
Бронетранспортер Sisu «Жираф» на базе XA-180
На базе БТР выпускалась машина целеуказания батареям малокалиберной зенитной артиллерии. На крыше корпуса смонтирована складывающаяся мачта с антенной РАС обнаружения воздушных целей Сведиш Эрикссон «Жираф». Вооруженным силам Финляндии поставлено не менее 10 таких машин.
Бронетранспортер Sisu XA-181
В 1997 г. было принято решение о закупке 20 ЗРК ХА-181. На корпусе БТР ХА-180 устанавливается французский автономный зенитно-ракетный комплекс Tomcoh-CSF «Кроталь» второго поколения. На вращающейся платформе размещены антенны РАС обнаружения и сопровождения воздушных целей и восемь пусковых установок управляемых ракет «земля-воздух» УТ-1. Сообщается, что пока единственным покупателем ЗРК Crotal New Generation является Финляндия.
Бронетранспортер Sisu XA-185/186/188
Бронетранспортеры ХА-185/186/188 являются новейшими вариантами БТР «Паси», оснащены более мощными дизельными двигателями и имеют усиленную бронезащиту. БТР предназначены прежде всего для подразделений, входящих в различные миротворческие силы ООН.
Бронетранспортер Sisu XA-203S
Вариант XA-203S предназначен для вооруженных сил Швеции. Согласно заключенному контракту на поставку бронеавтомобилей в соседнее государство Скандинавии, завод в Хаамиинлинна изготовит несколько вариантов бронеавтомобиля XA-203S: бронетранспортер, санитарную и грузовую бронемашины. Вероятно, БТР будет выпускаться в модульном варианте, предусматривающем переоборудование машины из одного варианта в другой в полевых условиях. Вооружение XA-203S башня с 20-мм автоматической пушкой, башни планируется изготавливать в Швеции.
Видео: Обзор бронетранспортера Sisu XA-180 «Pasi»