Идея создания бронеавтомобиля «Otter» была продиктована стремлением канадцев обзавестись собственной боевой машиной, способной заменить в войсках английский разведывательный бронеавтомобиль «Хамбер». В качестве базы для новой машины конструкторы «Дженерал моторс» выбрали шасси полноприводного (4x4) грузовика «Шевроле» С15. Проектно-конструкторские работы завершились в 1942 году, и инженеры немедленно приступили к полигонным испытаниям прототипа. Простая и грубоватая по конструкции, новая машина отличалась от «Хамбера» не настолько выгодно, как ожидалось по общему мнению двигатель был слабоват, а обзор с места водителя как с закрытыми, так и с открытыми окнами был, мягко говоря, неудовлетворительным. Однако, несмотря на эти недостатки, «Дженерал моторс» торопилась начать серийное производство «Опера». Прототип имел пистолетные амбразуры с бронекрышками, башню с расчлененным бронированием и отдельное смотровое окно для водителя. После испытаний запасное колесо перенесли на правый борт за дверь водителя, пистолетные амбразуры ликвидировали и переделали смотровые окна. В таком виде машина пошла в серийное производство, и с середины 1942 по 1943 год фирма «Дженерал моторс оф Кэнада» выпустила на заводе в Ошаве 1761 бронеавтомобиль, имевший официальное обозначение «канадский легкий разведывательный бронеавтомобиль (4x4) Mk I». «Otter» стал первой попыткой канадцев наладить серийное производство собственной бронированной колесной машины. И, следует признать, первый блин вышел отнюдь не комом сочетание корпуса разработанного фирмой «Гамильтон бридж компани», и шасси, уже несколько лет серийно выпускавшегося фирмой «Дженерал моторс», оказалось вполне удачным — бронеавтомобиль «Otter» стал такой машиной, о которой говорят, у нее есть собственное лицо. Экипаж «Оттера» состоял из трех человек водитель и командир машины располагались в передней части боевого отделения, за ними, в пулеметной башенке, находилось рабочее место стрелка. Внутри боевого отделения радиофицированной бронемашины на левом борту за командирской дверью в специальных зажимах крепилась винтовка «Ли-Энфилд», за ней находилась папка для карт, а правее ее — полка с сигнальными ракетами Ниже винтовки в зажимах крепились 7,7-мм пулемет «Брен» с аксессуарами для чистки и запасной ствол к нему. На полу размещались дымообразующая аппаратура и заряды для дымового гранатомета, установленного посередине лобового листа над бронекрышками окон. Он был того же типа, что и на английских танках, имел открытый ствол для быстрой перезарядки и пружинный ударно-спусковой механизм. На правом борту левее двери водителя размещались канистра с водой, огнетушитель и держатель с запасными триплексами. Справа от двери водителя размещалась радиостанция № 19 («Otter» мог укомплектовываться и радиостанцией № 11) с двумя 6-вольтовыми аккумуляторными батареями. Начиная с 1942 года она стала основным средством связи в войсках Великобритании и Британского Содружества объединяя в себе приемное и передающее устройства. Радиостанция № 19 производилась рядом европейских и американских фирм и благодаря надежности своей конструкции и качеству связи приобрела в войсках такую популярность, что эксплуатировалась еще много лет после войны. Над радиостанцией крепилась вторая винтовка «Ли-Энфилд», а выше нее висел ящик с запасными частями для радиостанции и радиотелеграфным ключом. Правее рации размещались канистра с водой, а в углу к задней стенке крепился цилиндрический вариометр одной из радиоантенн. Над ним размещался ящик с боеприпасами для пулемета «Брен» — две ленты по 50 патронов в каждой. Обитаемые отделения большинства боевых машин канадской постройки были окрашены в белый цвет (сказывалось влияние американского танкостроения), тогда как англичане красили свои машины изнутри алюминиевой краской. Но и в этом правиле были свои исключения, и боевые отделения «Оттеров», использовавшихся англичанами, красились тускло-серебристой краской. Пулеметчик сидел на сиденье, которое тремя кронштейнами крепилось к поворотному кольцу турели. Прямо под башней находилась кольцевая подставка для ног и отталкиваясь от нее, стрелок разворачивал башню (ручной механизм поворота отсутствовал). По обе стороны сиденья стрелка в специальных ячейках лежали снаряженные магазины для пулемета. Под сиденьем хранились противогазы, а под кольцевой подставкой для ног — ящики с боеприпасами к пулемету и личному оружию членов экипажа бронемашины. Пришедший на смену устаревшему «Льюису», легкий пулемет «Брен» был не чем иным, как пулеметом ZB 26 чешской разработки, переделанным в 1930 году под патрон калибра 7,7 мм. Своим названием он обязан городу в Чехии, где появился на свет, и британской фирме-производителю BRno/ENfield — BREN. «Брен» поступил на вооружение в 1938 году и быстро завоевал огромную популярность благодаря точности стрельбы, простоте в обращении и механической надежности. Как правило, этот пулемет замолкал только в том случае, когда заканчивались боеприпасы. Он мог вести огонь как очередями, так и одиночными выстрелами. Его скорострельность достигала 450-550 выстрелов в минуту. Боепитание магазинное, в каждом магазине изогнутой формы помещалось 28 патронов. За годы войны «Otter» последовательно вооружался тремя модификациями «Брена». Последняя модель (Mk III) появилась в 1945 году и от предыдущих образцов отличалась только тем, что была короче и легче. «Брен» Mk III оставался основным легким пулеметом британской армии вплоть до середины 60-х годов. В качестве силовой установки «Otter» оснащался американским шестицилиндровым карбюраторным рядным двигателем жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов GM 270, который при рабочем объеме 4,41 л (4410 см3) развивал максимальную мощность 76,5 кВт (104 л. с.) при 3000 об/мин. Полезная мощность составляла 69,8 кВт (95 л. с.) при 3000 об/мин. однако заводские регулировки ограничивали обороты двигателя до 2750 об/мин. Силовая установка позволяла 4,4-тонной машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 64,4 км/ч а по бездорожью — со скоростью 40 км/ч. В первом случае запас хода составлял 402 км, во втором — почти вдвое меньше. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили четырехскоростная коробка передач (четыре вперед и одна назад), раздаточная коробка и гидравлические тормоза с вакуумным усилителем. В полноприводной (4x4) ходовой части с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах использовались колеса с шинами размером 9,00-16. Со спущенным колесом машина с полной нагрузкой могла пройти еще 80-160 км со скоростью не свыше 48 км/ч. Нагрузка, на переднюю ось составляла 2,14 т, на заднюю — 2,30 т. Бронеавтомобиль «Otter» был разработан согласно английских технических требований и предназначался для выполнения тех же задач, что и разведывательный «Хамбер» Mk III англичан. Однако канадская машина получилась на 1,5 тонны тяжелее «Хамбера», что. естественно, сказалось на ее скоростных качествах максимальная скорость «Оттера» оказалась заметно ниже. С другой стороны, броня производства фирмы «Гамильтон бридж компании» была гораздо лучше той, что выплавляли в то время англичане. В конечном итоге канадцы решили что их «Опер» — это именно та машина, которая была им нужна. В канадской армии бронемашины «Otter» состояли на вооружении разведывательных полков, а также инженерных и транспортных рот пехотных и танковых дивизий. После войны «Оперы» эксплуатировались в канадской армии до конца 40-х годов.
|