Бронетранспортер С15ТА
Канада 

  Бронетранспортер С15ТА  
 
Бронетранспортер С15ТА
 
 
Тактико-технические характеристики
бронетранспортера С15ТА
Боевая масса, т: 4,5;
Экипаж, чел.: 2+6;
Габаритные размеры, мм: длина – 4749, ширина – 2310, высота – 2304, колесная база – 2565, колея - 1803 (передние колеса), 1797 (задние колеса); дорожный просвет - 203 (передняя ось);
Бронирование, мм: лоб – 14, борт, корма – 6;
Двигатель: «Дженерал моторс» GM 270, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов, рабочий объем 4410 см3, мощность 76,5 кВт при 3000 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 17;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 64;
Запас хода, км: по шоссе – 482;
Запас топлива, л: 152
 

Разработанный в 1943 году фирмой «Дженерал моторс оф Кэнада» бронированный грузовик С15ТА представлял собой полноприводной (4x4) бронетранспортер, базой для которого послужило стандартное шасси модели 8449 грузовика «Шевроле» 15 CWT. Предназначавшийся для замены устаревшего разведывательного бронетранспортера «Уайт» и в меньшей степени американских полугусеничных автомобилей, состоявших на вооружении канадских подразделений, бронированный грузовик С15ТА стал ответом фирмы «Дженерал моторс оф Кэнада» на потребность канадской армии в полноприводном колесном бронетранспортере. Серийное производство этой машины началось в 1943 году и продолжалось до 1945 года. За это время была выпущена 3961 машина, причем опыт, приобретенный инженерами и конструкторами «Дженерал моторс оф Кэнада» при разработке бронеавтомобилей «Оттер» и «Фокс», позволил обойтись без доработок и изменении, обычно вносимых в первоначальный проект в ходе серийного производства.


  Бронетранспортер С15ТА  

Оснащенный американским двигателем «Дженерал моторс» GM 270 С15ТА превосходно справлялся с задачами по транспортировке пехоты и постепенно вытеснял американские полугусеничные автомобили и разведывательные бронетранспортеры «Уайт», эксплуатировавшийся вооруженными силами Канады.
Бронированный грузовик, имевший малую колесную базу и отличавшийся превосходной проходимостью по бездорожью, был с энтузиазмом встречен в войсках, начиная с подразделений связи и кончая моторизованными батальонами и бронеавтомобильными полками. Рассчитанный на транспортировку шести пехотинцев с полной выкладкой на позиции переднего края. С15ТА при необходимости легко переоборудовался в санитарную машину. Для этого достаточно было сложить сиденья в десантном отделении и установить кронштейны с привязными ремнями для крепления двух носилок. С15ТА в варианте санитарного автомобиля был настолько популярен в войсках, что фирма «Дженерал моторс» производила санитарную модификацию С15ТА, способную перевозить четырех раненых на носилках, до конца 1944 года.
Корпус машины изготавливался из листов катаной стали различной толщины. Кабина и капот бронировались 14-мм листами, борта и корма открытого сверху десантного отделения — 6-миллиметровыми. Лобовые и кормовые листы устанавливались под наклоном, что улучшало их пулестойкость. Высота бортовой бронировки десантного отделения не доходила до верха кабины примерно на треть ее высоты. Вполне возможно. что. затянись война еще на некоторое время, фирма «Дженерал моторс оф Кэнада» предложила бы модель линейного бронетранспортера С15ТА с бронировкой бортов на всю высоту корпуса, так как в конце войны именно в таком виде она выпускала санитарный вариант С15ТА.


  Бронетранспортер С15ТА  

Над открытым бронекорпусом С15ТА на поддерживающих дугах обычно натягивался брезентовый тент с двумя пластиковыми окнами с каждой стороны. Для установки дуг внутри кузова на бортах имелись крепежные кольца. Когда потребности в тенте не было, брезент сворачивался и укладывался на узкую бронеплиту над кабиной. Дуги переносились вперед и устанавливались за сиденьями водителя и командира.

Водитель и командир располагались в бронированной кабине, не отделявшейся перегородкой от десантного отделения. Обзор им обеспечивали прямоугольные окна, закрывавшиеся в боевой обстановке бронекрышками со смотровыми щелями, оборудованными триплексами. При опущенных бронекрышках угол зрения сводился к минимуму, зато люди в кабине чувствовали себя намного увереннее, когда вокруг начинали летать пули. Справа и слева от лобовых окон, а также в бронекрышке левого окна были устроены так называемые «пистолетные» амбразуры с бронекрышками, — архаическое наследие былых времен — которые использовались экипажами машин не столько по прямому назначению, сколько для вентиляции кабины. Штатным вооружением С15ТА не оснащался.
Правая дверь кабины со стороны водителя распахивалась настежь и защелкой фиксировалась в открытом положении. Левая дверь открывалась не до конца так как ей мешало запасное колесо, крепившееся к борту корпуса. В плоских ящиках на внутренних сторонах дверей хранились ветровые стекла, которые вставлялись в лобовые оконные проемы, когда машина находилась за пределами зоны боевых действий В верхней части дверей имелись трапециевидные окна, закрывавшиеся бронекрышками. которые вдали от передовой откидывались вниз.


  Схема бронетранспортера С15ТА  
 
Схема бронетранспортера С15ТА
 

В десантном отделении шесть пехотинцев с полной выкладкой располагались следующим образом четверо сидели на отдельных сиденьях, установленных попарно спинками друг к другу посреди передней части кузова. Еще двое сидели лицом наружу в задней части кузова на сиденьях, которые крепились под прямым углом друг к другу. В местах рассадки пехотинцев на полу имелись специальные углубления для ног крышки к которым хранились в плоском ящике на внутренней стороне кормовой входной двери. Несмотря на наличие только шести штатных посадочных мест, в десантном отделении зачастую перевозилось гораздо больше солдат: для этого сиденья просто-напросто демонтировались. Такой подход практиковался повсеместно и считался нормой.
Для посадки и выхода перевозимых пехотинцев в корме машины имелась дверь. Слева от двери размещался решетчатый контейнер для канистр с топливом или водой. Справа от двери к кормовой стенке крепился шанцевый инструмент кирка, лопата и лом. В середине двери была предусмотрена защепка, с помощью которой дверь фиксировалась в открытом положении, когда откидывалась вправо до упорной скобы. Под дверью находился кронштейн с буксирным крюком типа Стэйси, который был стандартным для всех канадских военных автомобилей. По обеим сторонам корпуса над задними колесами размещались внешние ящики-укладки, в каждом из которых хранились маскировочная сеть и четыре ранца-рюкзака. Эти же ящики одновременно выполняли роль задних крыльев. На машинах в стандартном исполнении в задней части десантного отделения вдоль бортов размещались разборные укладочные ящики с сетчатыми стенками, в которых хранилось штатное снаряжение две большие сумки из водонепроницаемой ткани с четырьмя одеялами в каждой, восемь ранцев-рюкзаков членов экипажа и пехотинцев, маскировочная сеть, воронка шланг, канистры с водой и огнетушитель. Сверху на задней стенке крепилась аптечка с перевязочными материалами и медикаментами. Для крепления личного оружия пехотинцев винтовок «Ли-Энфилд», на бортах корпуса имелись специальные скобы-держатели.


  Бронетранспортер С15ТА  

Несмотря на большую популярность бронированного грузовика среди солдат он, тем не менее, имел ряд недостатков, во-первых, бронировка корпуса была эффективной лишь тогда, когда пехотинцы садились или ложились на пол, во-вторых для шести человек, перевозившихся в открытом кузове, имелся только один выход, поэтому в случаях крайней необходимости солдаты спешивались, перепрыгивая через борта машины. Однако С15ТА редко использовался в качестве «боевого такси» в том смысле, который мы вкладываем в эти слова сегодня, и, как правило, пехотинцы покидали машину, не доезжая до линии переднего края.

Для перевозки двух тяжелораненых вдоль бортов машины устанавливались носилки, для чего укладочные ящики разбирались и хранились в кармане на кормовой двери. Благодаря усиленной подвеске в сочетании с массой брони раненые не испытывали при транспортировке тряски толчков и прочих неприятных ощущений.
В передней части корпуса находилось моторное отделение, под бронекапотом которого устанавливался производившийся в США шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов «Дженерал моторс» GM 270, который имел рабочий объем 4,41 литра при 3000 об/мин развивал максимальную мощность 76,5 кВт (104 л. с. ), (В некоторых отечественных специализированных источниках параметры двигателя GM 270 указываются неверно: мощность двигателя 100 л. с. и рабочий объем 2695 см3, тогда как в канадском издании Дэвида Флетчера «Справочник по колесным транспортным средствам Военные автомобили 1939-1945 г.г. - в разделе, посвященном бронетранспортеру С15ТА указывается следующее: рабочий объем двигателя GM 270 составляет 269,6 кубических дюйма (в наших изданиях кубические дюймы почему-то стали кубическими сантиметрами!) или 4.,41 литра (4410 см3), максимальная мощность — 104 л. с. при 3000 об/мин, полезная — 95 л. с. при 3000 об/мин. двигатель отрегулирован на 2750 об/мин.


  Бронетранспортер С15ТА  

Аналогичные данные приводятся и в «Руководстве для водителя», изданном в Канаде в 1944 году и входившем комплект поставки бронетранспортера С15ТА с заводским номером Z6263500). С двигателем взаимодействовала трансмиссия в состав которой входили четырехскоростная коробка передач, двухскоростная раздаточная коробка и гидравлические тормоза с вакуумным усилителем. Несмотря на то, что базой для С15ТА служило стандартное шасси модели 8449 с колесами, размер шин которых составлял 9,00-16, в ходовой части бронированного грузовика с подвеской на листовых рессорах использовались колеса с шинами размером 10,50-16, что позволяло увеличить дорожный просвет и обеспечивало лучшее сцепление с грунтом. При движении по дорогам с твердым покрытием машина с боевой массой 4,5 т развивала максимальную скорость 64 км/ч. После окончания войны практически вся канадская военная техника, находившаяся в северо-западной Европе, в том числе и бронированные грузовики С15ТА. была оставлена в Нидерландах и распределена среди армий освобожденных стран, включая Данию и сами Нидерланды.
В датской армии бронетранспортеры С15ТА назывались «водяными крысами» и состояли на вооружении до 1967 года. В качестве разведывательных машин они использовались в Ютландском драгунском полку, а в Ютландском полку связи их оборудовали радиостанциями и использовали как машины связи. После снятия с вооружения часть «водяных крыс» продолжила службу в датской полиции и подразделении охраны Копенгагенского аэропорта.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.