274-мм пушка М 1893/96 на железнодорожном транспортере
Франция 

  274-мм железнодорожная пушка М 1893/96  
 
274-мм пушка М 1893/96 на железнодорожном транспортере
 
 
Тактико-технические характеристики
М 1893/96
  Калибр, мм
  274
  Длина ствола, калибров
  41,9
  Наибольший угол возвышения, град.
  +25°
  Угол горизонтального наведения, град.
  2°
  Масса в боевом положении, кг
  116000
  Масса фугасного снаряда, кг
  261
  Начальная скорость снаряда, м/с
  800
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  21000
 

   В годы Первой мировой войны фирма Schneider «специализировалась» на выпуске железнодорожных артиллерийских установок с транспортерами «скользящего типа».
    Однако в числе созданных ею установок имеются и установки с транспортерами типа «лафет с люлькой». К числу таких установок относится и 274-мм пушка М 1893/96 на железнодорожном лафете. (Пушки этого образца были сняты с устаревшего линкора Henri IV и использовались также для создания железнодорожных артиллерийских установок с транспортерами «скользящего типа»). Ее длина составляла 41,9 калибр, длина нарезной части ствола 29,85 калибра, масса 35400 кг.

    На транспортере пушку установили на ее штатном станке с люлькой и противооткатными устройствами. Сам транспортер в принципе был аналогичен транспортеру «скользящего типа» и состоял из стальной главной балки, через балансиры опиравшейся на две четырехосные железнодорожные тележки. Примечательно, что размещенная сзади железнодорожная тележка была снабжена механизмом, позволявшем поворачивать транспортер влево или вправо примерно на 1° относительно вертикальной оси, проходившей через середину балансира передней тележки. Таким образом обеспечивалось корректировка наводки орудия в горизонтальной плоскости. Основная же наводка орудия в этой плоскости осуществлялась перемещением всей установки по криволинейным веткам железнодорожного пути.
    Вследствие использования штатного станка пушки наибольший угол возвышения составлял +25° по сравнению с +40° у транспортеров «скользящего типа», вооруженных аналогичным орудием. Это негативно отразилось на дальности стрельбы: вместо 24 400 м дальность стрельбы фугасным снарядом массой 261,0 кг составляла 21000 м.


  274-мм железнодорожная пушка М 1893/96 схема  
 
Вариант установки 274-мм пушка М 1893/96 на железнодорожном транспортере с двумя пятиосными тележками
 

    В то же время благодаря смонтированным на станке люльке и мощным противооткатным устройством на транспортер воздействовала лишь малая часть энергии отдачи. Это позволило уменьшить массу транспортера и всей железнодорожной артиллерийской установки до 116000 кг и существенно упростило подготовку установки к стрельбе. Необходимо было лишь усилить рельсы специальными продольными накладками, а затем опустить на них с помощью винтовых домкратов две поперечные опоры, выполненные в виде деревянных брусьев, окованных железом. Для гашения энергии отката дополнительно использовались также рельсовые захваты. Весь процесс подготовки установки к стрельбе занимал примерно 2 часа.
    Примечательно, что благодаря противооткатным устройством станка и трению опорных брусьев по рельсам энергия отдачи гасилась настолько, что установка после каждого выстрела смещалась назад лишь на 0,4 м, так что корректировка ее положения с помощью лебедок была необходима только после 10—20 выстрелов.


  274-мм железнодорожная пушка М 1893/96 схема  

    Особенностью рассматриваемой железнодорожной артиллерийской установки было также то, что рабочие места номеров расчета, промежуточный погреб и все остальные механизмы орудия были закрыты сплошным броневым прикрытием. Необходимость в таком прикрытии появилась после того, как германские самолеты стали обстреливать французские установки из пулеметов, что вело к значительным потерям среди артиллеристов.

    Железнодорожные артиллерийские установки рассмотренного выше типа широко использовались в боях Первой мировой войны. По мере износа стволов их рассверлили до калибра 285 мм, а затем и до калибра 288 мм. Некоторое количество этих установок сохранилось на вооружении французской армии до начала Второй мировой войны.
    В 1940 г. они были захвачены немцами и впоследствии применялись на Западном фронте под обозначением 28,5 см К. (Е) 605 (f).

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.