234-мм пушки MkЗ, Mk4 и Mk6 на железнодорожных транспортерах Mk1A и Мк2
Великобритания

  234-мм пушка на железнодорожном транспортере Mk1A схема  
 
Схема 234-мм пушка на железнодорожном транспортере Mk1A
 
 
Тактико-технические характеристики
234-мм пушка Mk2
  Калибр, мм
  233,7
  Длина ствола, калибров
  33,7
  Наибольший угол возвышения, град.
  +35°
  Угол горизонтального наведения, град.
  20°
  Масса в боевом положении, кг
  до 61000
  Масса в походном положении, кг
  до 61000
  Масса фугасного снаряда, кг
  172,4
  Начальная скорость снаряда, м/с
  640
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  14600
 

   Успешное использование первой серии 234-мм железнодорожных артиллерийских установок в боевых действиях во Франции способствовало получению фирмой Elswick Ordnance Со. заказа на новую серию установок с 234-мм пушками МкЗ, Мк4 и Мкб. При этом перед фирмой была поставлена задача модифицировать конструкцию установки в соответствии с пожеланиями фронтовиков. Прежде всего требовалось удлинить орудийную площадку транспортера, а также найти оптимальное решение для повышения дальности стрельбы за счет увеличения наибольшего угла возвышения орудия.

    Орудийная площадка большей длины требовалась для создания благоприятных условий для работы расчета орудия.
    Это пожелание фронтовиков было выполнено прежде всего — конструкторы увеличили длину железнодорожной платформы с 12,2 м до 14,83 м и предусмотрели возможность монтажа дополнительных откидывающихся площадок в зоне казенной части орудия. Поскольку со стороны дульной части орудия на орудийной площадке появилось свободное место, там смонтировали лебедку, используемую для возврата установки в исходное положение после выстрела.
    Увеличение длины орудийной площадки позволило также установить на орудии щитовое прикрытие, предназначенное для защиты механизмов орудия и части расчета от обстрела во время налетов германской авиации.

  234-мм пушка на железнодорожном транспортере Mk2 схема  
 
Схема 234-мм пушка на железнодорожном транспортере Mk2
 

   Чтобы не останавливать серийное производство железнодорожных артиллерийских установок фирма Elswick Ordnance Со. запустила модифицированный таким образом транспортер в производство под обозначением Мк1 А, а ее конструкторы приступили к поиску решения второй основной задачи — увеличению наибольшего угла возвышения орудия. Решение это было простым и эффективным, как это и требовалось в военных условиях: чтобы не проектировать заново станок орудия, под переднюю часть штатного станка встраивалась промежуточная конструкция, так что со «вздыбленного» таким образом станка можно смело стрелять с наибольшим углом возвышения +35°. При этом дальность стрельбы повысилась с 11 800 м до 14 600 м.
    Использование в станке орудия промежуточной конструкции исключило возможность наката под воздействием силы тяжести, поэтому на станке установили два накатника и заодно предусмотрели использование более мощных гидравлических тормозных цилиндров.

    Конструкторы планировали также установить сплошное щитовое прикрытие над всей кормовой частью транспортера, но по ряду причин это намерение так и не было реализовано.
    Модифицированный станок устанавливали на удлиненной железнодорожной платформе транспортера Мк1А, новый транспортер получил название Мк2. Примечательно, что фирма Elswick Ordnance Со. изготавливала и направляла в войска комплекты металлоконструкций и механизмов, позволявшие в полевых условиях переоборудовать транспортеры Mk1 А в вариант Мк2.
    По окончании Первой мировой войны некоторое количество установок этого типа было поставлено на длительное хранение в арсеналах Англии. В 1939 г. их расконсервировали и вновь ввели в строй. До начала германского «блицкрига» несколько единиц даже успели переправить во Францию в составе войск британского экспедиционного корпуса. После разгрома Франции вернуть их в Англию не удалось. Впрочем, из-за нехватки боеприпасов не воспользовались ими и германские войска. Оставшиеся в Англии установки использовались во время войны в качестве подвижного резерва береговой обороны.


 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.