234-мм пушки Mk1 MkЗ, Mk4 и Mk6 на железнодорожных транспортерах
Великобритания

  234-мм пушка MkЗ на железнодорожном транспортере  
 
Тактико-технические характеристики
234-мм пушка Mk3
  Калибр, мм
  233,7
  Длина ствола, калибров
  33,7
  Наибольший угол возвышения, град.
  +28°
  Угол горизонтального наведения, град.
  20°
  Масса в боевом положении, кг
  до 61000
  Масса в походном положении, кг
  до 61000
  Масса фугасного снаряда, кг
  172,4
  Начальная скорость снаряда, м/с
  640
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  11800
 

   В отличие от французской и русской армий британская армия в начале Первой мировой войны располагала значительным парком тяжелой артиллерии, так что надобность в орудиях крупного калибра на железнодорожных транспортерах возникла лишь в середине 1915 г., когда стало ясно, что война против Германии будет иметь позиционный характер. Командование британской армии обратилось к фирме Elswick Ordnance Со. с просьбой установить на железнодорожном транспортере 234-мм (9,2-дюймовую) пушку, разработанную в 80-х годах XIX века для береговой артиллерии и флота.

К началу Первой мировой войны на территории Англии находились 59 234-мм пушек и еще 60 таких орудий обеспечивали береговую оборону многочисленных колоний Британской империи. Пушки эти были выпущены в нескольких модификациях, из которых наиболее многочисленными были модификации МкЗ, Мк4 и Мкб. Они-то и составляли основу британской железнодорожной артиллерии.
    Опытную 234-мм железнодорожную артиллерийскую установку фирмы Elswick Ordnance Со. изготовили в конце 1915 г. Ее конструкция казалась достаточно удачной и стала типовой для всех последующих установок. В качестве транспортера, получившего обозначение Мк1, была использована стандартная четырехосная железнодорожная платформа для перевозки тяжелых крупногабаритных грузов.
    В местах, подвергающихся повышенным нагрузкам, платформу усилили стальными листами, а посередине грузовой площадки смонтировали штатный станок пушки. Этот станок состоял из верхней и нижней рам. Нижняя рама своей передней частью опиралась на штырь, закрепленный на грузовой площадке, переоборудованной в орудийную площадку, в то время как опорой для ее задней части служили нижние конструкции поворотного механизма, обеспечивавшего поворот нижней рамы относительно продольной оси платформы на 10° в обе стороны.

  234-мм пушка на железнодорожном транспортере Mk1 схема  
 
Схема 234-мм пушка на железнодорожном транспортере Mk1
 

   Верхняя рама станка была закреплена на нижней раме таким образом, что под действием силы отдачи, возникающей в результате выстрела, она могла смещаться по ней назад и вверх, гася при этом значительную часть энергии отдачи. Для гашения силы отдачи были предусмотрены также два гидравлических тормозных цилиндра. Накат осуществлялся под действием силы тяжести, имелся также пружинный накатник.
    Устанавливавшиеся на железнодорожной платформе-транспортере 233-мм пушки МкЗ, Мк4 и Мк6 имели примерно одинаковую конструкцию и отличались в основном профилем нарезки канала ствола.
    Длина ствола составляла 33,7 калибра, длина нарезной части ствола равнялась 26,5 калибров, масса достигала 24 500 кг. Запирание канала ствола осуществлялось с помощью поршневого затвора. Стрельба из пушки велась фугасными снарядами массой 172,4 кг с начальной скоростью 640 м/с.
    Дальность стрельбы не превышала 11 800 м, что объяснялось в первую очередь явно недостаточным наибольшим углом возвышения, составлявшим +28°.
    Заряжание орудия производилось с помощью подъемного крана, смонтированного на кронштейне нижней рамы станка.
    Кран подавал снаряды и заряды с грунта или с подготовленной площадки, оборудованной на транспортере со стороны казенной части орудия. Для перемещения боеприпасов из вагона-погреба на эту площадку использовался второй кран.

    В связи с тем, что после выстрела железнодорожная артиллерийская установка откатывалась на некоторое расстояние назад, для ее возврата в исходное положение на транспортере со стороны дульной части орудия смонтировали лебедку с ручным приводом.
    После успешного завершения полигонных испытаний опытной 234-мм железнодорожной установки на транспортере Мк1 фирма Elswick Ordnance Co. выпустила первую серию аналогичных установок с пушками МкЗ, Мк4 и Мкб.
    По мере готовности установки отправлялись во Францию для обеспечения огневой поддержки французских и британских войск.


 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.