Германский авиационный карабин FSK-15

Германский авиационный карабин FSK-15

Это случилось в Германии, через 16 месяцев после начала первой мировой войны. Событие, прямо скажем, необычное, даже в определенной степени курьезное - 2 декабря 1915 года на вооружение воздушных частей кайзеровской армии официально поступил Flieger-Selbstladekarabiner Modell 1915 (авиационный самозарядный карабин, модель 1915 года), сокращенно FSK-15.
В первую мировую войну армии крупнейших государств вступили, уже имея в своем составе отдельные авиаотряды довольно быстро развивавшиеся и количественно, и качественно. Численность авиационного парка воюющих сторон неудержимо росла, в небе становилось тесно: курсы неприятельских самолетов все чаще пересекались. Тут же остро встал вопрос об «аэропланном» стрелковом вооружении.

Германский авиационный карабин FSK-15

На первых порах огневую мощь аэропланов было личное оружие экипажа. Помимо револьверов или пистолетов пилота и наблюдателя, в полет иногда брались обычные магазинные карабины ручного перезаряжания, иногда легкие ручные пулеметы. Все это оружие выполняло роль скорее оборонительных средств, нежели атакующих.
В апреле 1915 года первая робкая попытка французского аса Р. Гарро по установке на самолете «Моран» жестко-закрепленного курсового пулемета, стреляющего через диск пропеллера с приклепанными к нему стальными пластинками - отражателями, увенчалась неслыханным успехом (и это несмотря на то, что около 7 % выпущенных из пулемета пуль рикошетировало при стрельбе от упомянутых пластин винта) и привела к появлению нового типа боевого аэроплана-истребителя, способного вести активную борьбу с авиацией противника (а при желании - атаковать с не меньшей эффективностью и наземные цели).

Германский авиационный карабин FSK-15

Вслед за Францией этот, несомненно перспективный, вид вооружения быстро прижился в ВВС других стран-участниц боевых действий.
Не стала исключением и Германия - пулеметами здесь занимались давно и активно. Еще в 1912 году берлинская фабрика DWM (Deutsche Waffen- und Munitionsfabriken A. G.) представила военным, радикально облегченную (массой 9,6 кг) и видоизмененную турельную версию 7,92-мм станкового пулемета Максима - с воздушным охлаждением ствола, деревянным прикладом и пистолетной рукояткой, с питанием из длинных лент на 500 -1000 патронов, уложенных во вращающиеся барабаны.
Тем не менее потребность в более легком вспомогательном оружии для самообороны экипажей разведчиков и бомбардировщиков не отпала: на эту роль неожиданно претендовали по сути своей сугубо пехотные, мощные, скорострельные самозарядные и автоматические винтовки.

Германский авиационный карабин FSK-15

Надо сказать, что к 1915 году в Оберндорфе, на заводах фирмы Mauser, уже вовсю велось опытное мелкосерийное производство нескольких моделей «самозарядок» под стандартный патрон 7,92x57, нашедших достаточно широкое использование в германских авиачастях.
Как ни странно, немцы отнюдь не были в полной мере довольны маузеровским оружием, видимо, сказывались сложность и дороговизна его изготовления. И тогда комиссия по испытаниям винтовок (Gewehr-Prijfungs-Kommission) в Шпандау обращается к предложению швейцарской компании SIG о поставке Германии крупной партии полуавтоматических винтовок системы Мондрагона образца 1908 г.
Предшествующий «жизненный путь» этой винтовки был весьма и весьма занимателен. Спроектировал ее мексиканский офицер - артиллерист Мануэль Мондрагон (1855-1922) в самом начале 90-х годов девятнадцатого века, но проект, кстати, поддержанный тогдашним правителем страны Порфирио Диасом, смог реализоваться только за рубежом (индустриальные возможности Мексики не позволяли наладить собственное производство оружия), и к 1893 году первые 50 винтовок калибра 6,5 мм, изготовленные в Швейцарии на заводах фирмы SIG (Schweize-rischen Industrie Gesellschaft) в Нойхаузене, прибыли в Мексику на испытания. Через год за ними следуют еще 200 единиц улучшенной модели под довольно необычный патрон 5,2x68 мм с высокоскоростной 6-граммовой пулей.

Германский авиационный карабин FSK-15

В поисках оптимального калибра Мондрагон создает еще несколько модификаций винтовки под различные боеприпасы швейцарский 7,5x55, американский .30-03 и др..
В мае 1908 года мексиканская армия наконец-то принимает на вооружение 7-мм вариант «самозарядки». SIG получает заказ на его серийный выпуск по цене 160 швейцарских франков за единицу.
Отправив к 1911 году примерно 400 винтовок в Мексику, компания SIG неожиданно «крупно попадает» - мексиканская армия отказалась от дальнейших поставок, ссылаясь на выявленные в войска недостатки «мондрагонов» - чувствительность к загрязнению, зависимость надежности работы от качества боеприпасов, значительные вес и размеры. И все-таки швейцарское производство винтовок продолжалось, уже в надежде на появление новых заказчиков. И не напрасно. В 1915 году немцы оперативно без долгих раздумий и испытаний размещают заказ не большую партию этого оружия (немаловажным фактором стал финансовый вопрос - одна швейцарская «самозарядка» обходилась в шесть раз дешевле маузеровской).

Германский авиационный карабин FSK-15

Почти 3 тысячи FSK-15, а именно так назвали в Германии винтовку Мондрагона, к началу 1917 года уже были отправлены на фронт, где придавались экипажам разведывательных аэропланов - по два «авиакарабина» на машину. Первые же боевые рейды летательных аппаратов с FSK 15 на борту наглядно показали и их достоинства, и, конечно же, недостатки.
Нарекания вызывала малая емкость магазина, и испытательная комиссия, следуя пожеланиям «воздушных стрелков», тут же решает ее значительно повысить: американо-гамбургская часовая фабрика в Шрамберге срочно получает заказ на изготовление 20 тысяч барабанных 30-зарядных магазинов, конструктивно схожих с «улиточными» магазинами от артиллерийской модели пистолета Борхардта-Люгера Р08.
Крепление такого магазина к карабину осуществлялось весьма своеобразно: крышка постоянного магазина FSK-15 снималась, пружина и подаватель удалялись, и на их место вставлялся, фиксируясь защелкой, «троммельмагазин».

Германский авиационный карабин FSK-15

Каждый авиационный карабин комплектовался тремя барабанными магазинами, боевая скорострельность и эффективность огня оружия несколько увеличились, однако, побывав в деле, «грозные» карабины приобрели унылую репутацию - надежность работы автоматики оказалась гораздо ниже ожидаемой. Без обильной смазки подвижных частей и патронов FSK-15 работать хронически не желали. Очень часто летчикам приходилось перезаряжать «самозарядки» вручную, благо конструкция давала такую возможность.
Прошло совсем немного времени, и от использования «авиационных карабинов» в германских ВВС вовсе отказались. Нецелесообразность ведения скоротечных воздушных боев посредством «пехотного» оружия поняли и французы (также применявшие «мондрагоны» на своих аэропланах), и россияне (вооружавшие летчиков ружьями-пулеметами систем Федорова, Шоша и Мадсена). На многие годы доминирующим легким огнестрельным оружием самолетов стали надежные, скорострельные синхронные, крыльевые и турельные авиапулеметы.

Германский авиационный карабин FSK-15

Тактико-технические характеристики самозарядного карабина FSK-15:
Патрон: 7x57 «маузер»;
Емкость магазина, шт. патронов: 10 (постоянный), 30 (отъемный барабанный);
Масса (без патронов), кг: 4,12;
Общая длина, мм: 1150;
Длина ствола, мм: 620;
Начальная скорость пули, м/с: 650;
Боевая скорострельность, выстр./мин: 25 (40 - с барабанным магазином);
Прицельная дальность стрельбы, м: 2000

 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.