Шведский безбашенный танк Strv 103


Шведский безбашенный танк Strv 103

В 1966 году шведы оказались, что называется, впереди планеты всей. Именно тогда в серию был запущен спроектированный специалистами фирм «Ландсверк» и «Бофорс» безбашенный танк Strv 103, известный так же, как «S».
Он был вооружён основательно доработанной знаменитой английской 105-мм танковой пушкой L7. Её жёстко закрепили в лобовом, сильно скошенном листе корпуса.
Наведение на цель по вертикали осуществлялось за счёт того, что гидропневматическая подвеска позволяла менять клиренс и придавать наклон танку вперёд и назад.
По горизонтали танк наводил орудие на цель поворотом корпуса. Полный поворот вокруг оси Strv 103 способен был осуществить всего за 10 с! Это в то время, когда большинству танков для того, чтобы повернуть башню на 360 градусов, требуется почти полминуты.

Шведский безбашенный танк Strv 103

В передней части танка Strv 103 было расположено моторно-трансмиссионное отделение, далее отделение управления, которое одновременно было и боевым. В обитаемом отделении справа от орудия находился командир, слева – механик-водитель (он же выполнял функцию наводчика), за ним лицом к корме размещался радист.
Пространство в передней части дополнительного броневого корпуса сочли подходящим для установки впускных и выпускных коллекторов, воздухоочистителей, так как их повреждение в боевых условиях не вызывало немедленного выхода танка из строя. Данное заключение было подтверждено во время испытаний, танк мог выполнять боевую задачу в течение нескольких часов, перед тем как ему начинал требоваться ремонт.

Шведский безбашенный танк Strv 103

Благодаря жёсткой установке пушки, удалось внедрить на Strv 103 автоматическое заряжание и достичь рекордной скорострельности 15 выстрелов в секунду. Это в то время как у других танков этот показатель колебался в пределах от 5 до 8.
Магазин заряжания был связан с 3 магазинами боеприпасов, которые размещались в корме танка за боевым отделением. Магазин № 1 имел 4 вертикальных шахты по 5 выстрелов по горизонтали – всего 20 снарядов, магазин № 2 имел 5 вертикальных шахт и столько же выстрелов по горизонтали – всего 25 снарядов. Магазин № 3 имел 1 ряд на 5 снарядов. Таким образом, боекомплект танка состоял из 50 снарядов. Затвор пушки и противооткатные устройства размещались над магазинами между двух блоков системы охлаждения. Такой подход к компоновке позволил обеспечить удобную возможность наполнения магазинов боеприпасами наилучшую баллистическую защиту, высота танка при этом не превышала 1,9 м.

Шведский безбашенный танк Strv 103

При перезарядке орудия стреляная гильза выбрасывалась через люк, расположенный в кормовой части машины. Вместе с размещенным в средней части ствола эжектором, это существенно уменьшало загазованность обитаемого модуля танка.
Перезагрузка опустевших автоматов заряжания производилась вручную через два люка расположенных к корме корпуса и занимала 5-10 минут. С левой стороны лобового листа в неподвижном бронекожухе монтировались два 7,62-мм пулемета, имеющих боекомплект в 2750 патронов. Наведение их так же осуществлялось с помощью поворота корпуса, т.е. пулеметы играли роль спаренных с пушкой.
Стрельбу из орудия и пулеметов осуществляли механик-водитель и командир танка. Над люком командира танка на турели устанавливался еще один пулемет, который мог выполнять функцию зенитного. Данная турель могла оснащаться бронещитком.

Шведский безбашенный танк Strv 103

Механик-водитель и командир танка имели в своем распоряжении бинокулярные комбинированные оптические приборы, с переменной кратностью приближения. В прицел наводчика был встроен лазерный дальномер.
Приборы наблюдения командира были стабилизированы в вертикальной плоскости, а командирская башенка в горизонтальной. Помимо этого использовались сменные перископические блоки, 4 блока было установлено в командирской башенке, один у механика-водителя, 2 блока имел радист.
Все оптические приборы были прикрыты броневыми заслонками. Защищенность танка обеспечивалась не только толщиной брони его корпуса, но и достаточно большими углами наклона броневых плит, прежде всего, верхнего лобового листа корпуса. Дополнительной защитой служила малая площадь бортовых и лобовых проекций, а также корытообразное днище танка.

Шведский безбашенный танк Strv 103

Весьма оригинальной оказалась и двигательная установка шведского безбашенного танка Strv 103. Для экономичного хода он использовал английский 240-сильный дизель «Роллс-Ройс» К-60, а для разгона до максимальной скорости он подключает ещё и газотурбинный двигатель фирмы «Вольво» мощностью 330 л. с.
Постоянный рост эффективности средств поражения танков на поле боя, вынудил шведских инженеров предпринять модернизацию танка Strv 103, который на протяжении почти 30 лет был основным боевым танком Швеции.
В первую очередь необходимо было повысить защищенность танка от кумулятивных боеприпасов. Конструктивные особенности верхней лобовой плиты корпуса танка не позволяли применять в полном объеме блоки навесной динамической защиты, но шведские конструкторы нашли весьма оригинальный способ выхода из данной ситуации. В передней части корпуса они установили решетку из бронестали, которая была способна выдержать до 4 попаданий противотанковых гранат.

Шведский безбашенный танк Strv 103

Для защиты же бортов шведские инженеры решили использовать 18 навесных канистр (по 9 штук на каждый борт), данное решение помимо ощутимого увеличения запаса топлива (на 400 литров) служило бы еще и защитой от попадания в борт кумулятивных боеприпасов.
Отметим, также, что танк Strv 103 ещё и умеет плавать. Для преодоления водных преград на нём используется индивидуальное плавсредство каркасного типа.
Что же все-таки представлял из себя этот шведский танк, во многих странах не решили до сих пор. Так, например, Великобритания, Австралия и США давали ему очень высокие оценки, но как противотанковой самоходке. Шведы же до последнего считали свое детище полноценным танком. Единственное в чем ему никогда не отказывали – это достаточная необычность его конструкции.

Шведский безбашенный танк Strv 103

Тактико-технические характеристики танка Strv 103:
Боевая масса, т: 39,0;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина - 7000, длина с пушкой вперёд - 8990, ширина - 3400, высота - 2140, клиренс - 400;
Вооружение: 105-мм пушка L74 (боекомплект 50 выст.), 3 х 7,62-мм пулемета KsP 58;
Двигатель: 6-цилиндровый, двухтактный, дизельный, жидкостного охлаждения и газотурбинный;
Мощность двигателя, л. с.: 240 + 270;
Скорость по шоссе, км/ч: 50;
Скорость на плаву, км/ч: 7;
Запас хода по шоссе, км: 390;
Преодолеваемые препятствия: подъём, град. – 30; стенка, м - 0,9; ров, м - 2,3; брод, м - плавает

 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.