Опытный четырехосный автомобиль повышенной проходимости ЯГ-12

Опытный четырехосный автомобиль повышенной проходимости ЯГ-12

В ноябре 1932 года был изготовлен первый и единственный опытный образец экспериментального грузовика ЯГ-12. Спроектировал машину коллектив конструкторов во главе с А. С. Литвиновым. Она являлась уникальной во многих отношениях, и прежде всего в том, что это была первая советская конструкция автомобиля с колесной формулой 8х8.
Задняя тележка с балансирной подвеской колес на четырех продольных рессорах, со сдвоенными колесами и двухступенчатыми редукторами главной передачи полностью использовались от модели ЯГ-10. Передняя - тоже балансирная на четырех рессорах - объединяла два ведущих и управляемых моста. Конструктивно они (передние мосты) отличались от задних и были выполнены по так называемой схеме De Dion: колеса соединяет изогнутая балка, главная передача жестко крепится к раме, крутящий момент к колесам передается посредством полуосей с двумя карданными шарнирами каждая.


Опытный четырехосный автомобиль повышенной проходимости ЯГ-12

Таким образом конструктором существенно уменьшили массу неподрессоренных частей. Шарниры равных угловых скоростей в приводе передних колес - сдвоенные карданные сочленения.
Рулевой механизм от серийного ЯГ-10 на ЯГ-12 был связан с поворотными колесами второй оси и уже через них, посредством продольной тяги, - с колесами первой оси.
Отдельно от силового агрегата, на раме, находилась двухступенчатая раздаточная коробка. От нее крутящий момент передавался на переднюю и заднюю двухосные тележки. Позади раздаточной коробки находился ленточный транмиссионный тормоз. Под днищем грузовой платформы на ЯГ-12 имелась лебедка с горизонтальным барабаном и выведенным назад тросом.
Сама по себе трансмиссия ЯГ-12 была исключительно сложной. Не считая коробки передач, раздаточной коробки и привода лебедки, она включала 30 шариковых и 12 роликовых подшипников, 9 карданных валов с 18 универсальными шарнирами.

Опытный четырехосный автомобиль повышенной проходимости ЯГ-12

Автомобиль оснащался американским шестициндровым двигателем Continental-22R рабочим объемом 8190 куб. см, мощностью 120 л. с. и коробкой передач Brown-Lipe-554.
ЯГ-12 мог преодолевать ров шириной до 1,5 м, брал подъемы крутизной до 30 градусов, свободно двигался по грязи, глубокому снегу. Этому способствовали не только привод на все колеса и большая сцепная масса, но и надеваемые на задние колеса гусеничные цепи типа Overall. Его грузоподъемность на шоссе была 12000 кг, а на грунте - 8000 кг. При массе в снаряженном состоянии 20000 кг и наибольшей скорости 45 км/ч минимально возможный расход топлива составлял около 52 л на 100 км, но в тяжелых дорожных условиях, вероятно, доходил до 100 л на 100 км.
7 ноября 1932 года ЯГ-12 проехал по Красной площади во время демонстрации в честь 15-летия Октябрьской революции.


Опытный четырехосный автомобиль повышенной проходимости ЯГ-12

В 1933 году автомобиль принимал участие во Всесоюзном испытательном автомобильном пробеге (известен как Кара-Кумский пробег) протяженностью около 10000 км.
После успешных испытаний ЯГ-12 отправили в одну из воинских частей Саратова. Там следы единственного экземпляра машины затерялись. Но не это в судьбе грузовика сыграло решающую роль. Военное ведомство, оценив все плюсы и минусы машины с четырьмя ведущими осями (в том числе и невозможность ее серийного производства), дальнейшие работы по ЯГ-12 закрыло в пользу двух- и трехосных полноприводных автомобилей.

Технические характеристики автомобиля ЯГ-12:
Масса в снаряженном состоянии, кг: 8000;
Длина, мм: 6586;
Ширина, мм: 2390;
Высота, мм: 2770;
Грузоподъемность, т: 12;
Двигатель: 6-и цилиндровый, мощностью 120 л. с. при 2400 об/мин;
Число передач: 8;
Скорость, км/час: 45;
Размер шин, дюймов: 40X8


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.