Мотороллер с безоткатным орудием Vespa 150 TAP

Мотороллер с безоткатным орудием Vespa 150 TAP

Армейский мотороллер с безоткатным орудием Vespa 150 TAP (фр. Troupes Aerol Portees Mle. 56) был создан в 1956 году французской компанией ACMA занимающейся производством малометражных автомобилей, мотоциклов и мотороллеров для нужд французских ВДВ.
За основу был взят итальянский мотороллер Vespa который оснастили американским 75-мм безоткатным орудием М-20.


Такой вариант мобильной артиллерийской установки считался разработчиками наиболее практичным. Так как орудие М-20 было безоткатным, произвести выстрел можно было сразу после остановки, не снимая его с мотороллера, а затем мгновенно выйти из боя вместо того, чтобы тратить драгоценное время на извлечение и установку безоткатного орудия на треноге, но в таком случае очень серьезно затруднялся процесс прицеливания.

Мотороллер с безоткатным орудием Vespa 150 TAP

Для более точного прицеливания безоткатное орудие надо было снимать с мотороллера и устанавливать на специальную треногу.
Мотороллер не имел никакой брони. Единственное, что сделали конструкторы, это усилили его раму. Расчет делался на небольшой вес, легкость десантирования и высокую скорость передвижения (до 66 км/ч по пересеченной местности). Считалось, что попасть в такую небольшую цель, обладающую высокой подвижностью, будет очень затруднительно.
Установленное на мотороллере американское безоткатное орудие М-20 имело бронепробиваемость кумулятивным снарядом 90 мм и эффективную дальность стрельбы до 350 м. Этого за глаза хватало для борьбы с любой легкой бронетехникой противника.
Мотороллеры можно было легко сбросить над территорией противника с парашютом, а затем уже на земле десантники приводили их в боеспособное состояние.

Мотороллер с безоткатным орудием Vespa 150 TAP

Боевой расчет установки обычно состоял из 2-х десантников на двух мотороллерах: один использовался непосредственно для стрельбы по противнику, второй для транспортировки боеприпасов, которые располагались в специальных контейнерах с обеих сторон от сиденья.
В качестве сиденья использовалась казенная часть безоткатного орудия, которая сверху прикрывалась стальным каркасам и для удобства десантника обшивалась мягким материалом.
В качестве силовой установки на мотороллере использовался одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 146 м3. Данный мотор был гораздо экономичнее мотоциклетных, но при этом был не таким безотказным в работе и мог в самые неподходящие моменты боя просто заглохнуть.
В общей сложности французская армия заказала и выкупила у производителя около 800 мотороллеров Vespa 150 TAP. Французские войска активно использовали Vespa 150 TAP в боях в Индокитае и Алжире в начале 1950-х годов. Новинка получила в войсках прозвище «Bazooka Vespa».


Мотороллер с безоткатным орудием Vespa 150 TAP

Технические характеристики Vespa 150 TAP:
Боевая масса, кг: без орудия – 108, с орудием - 160;
Экипаж, чел. 1
Длина корпуса, мм: 1760;
Ширина корпуса, мм: 695;
Высота, мм: 1110;
База, мм: 1235;
Клиренс, мм: 225;
Вооружение: 75-мм безоткатное орудие M20;
Двигатель: одноцилиндровый двухтактный;
Мощность двигателя, л. с.: 4,5 — 10;
Скорость по шоссе, км/ч: 120;
Удельная мощность, л. с./т: 42 — 93;
Колёсная формула: 2х1

Мотороллер с безоткатным орудием Vespa 150 TAP

 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.