Британский средний танк «Centurion» A41

В 1944 году фирма АЕС в Саутхолле (графство Миддлсекс) начала работы по проектированию крейсерского танка А41 «Centurion». Серийное производство новых машин было развернуто на королевском арсенале в Лидсе и в Элсвике, на предприятиях фирм «Виккерс» и «Лейланд моторс». В последние дни войны со сборочной линии завода сошли шесть прототипов, но когда они прибыли в Германию, все уже было кончено.


Танк «Centurion» был создан в качестве машины, объединяющей в себе свойства крейсерских и пехотных танков и способной выполнять все основные задачи, возлагаемые на бронетанковые войска. В отличие от предшествующих английских танков на данной машине было существенно усилено и усовершенствовано вооружение, а также улучшена броневая защита. Однако, вследствие весьма просторной компоновки, вес танка оказался слишком большим для машин данного типа. Этот недостаток значительно ограничил подвижность танка и не позволил осуществить достаточно сильное бронирование.
Первые образцы танков «Centurion» появились в 1945 году, а уже в 1947 году на вооружение была принята основная модификация – «Centurion» Mk 3 с 20-фунтовой пушкой калибра 83,8-мм.

Прочие модификации того времени различались следующим образом:
на Mk 1 была установлена сварная башня со спаренной системой 76,2-мм и 20-мм пушек;
на образце Mk 2 – литая башня с 76,2-мм пушкой;
на Mk 4 – такая же башня, как и на Mk 2, но с 95-мм гаубицей.
Все эти образцы были выпущены в ограниченном количестве и впоследствии часть их была переделана на вспомогательные машины, а другая часть модернизирована до уровня модели Mk 3.
В 1955 году на вооружение были приняты более совершенные модели танка «Centurion» – Mk 7, Mk 8 и Mk 9.
В 1958 году появился новый образец – «Centurion» Mk 10, вооруженный 105-мм пушкой. По новой английской классификации танки «Centurion» относились к среднепушечным танкам.
Сварной корпус «Centurion» Mk 3 выполнялся из катаной стали с целесообразным наклоном носовых броневых листов. Бортовые листы корпуса располагались с небольшим наклоном наружу, что позволило более удобно разместить вынесенную из корпуса подвеску. Для опоры башни были предусмотрены местные уширения. Борта корпуса прикрывали бронеэкраны. Башня была литой, за исключением крыши, которая приваривалась с помощью электросварки, изготавливалась без рационального наклона броневых поверхностей и имела вытянутую нишу.

Роль экранов на башне выполняли установленные по бортам ящики для инструмента и вспомогательного оборудования.
В целом броневая защита танка была резко дифференцирована. На лобовой части башни устанавливались мортирки для постановки дымовой завесы. На крыше башни размещалась вращающаяся командирская башенка. Место механика-водителя находилось впереди справа, три остальных члена экипажа размещались в башне: командир танка и наводчик – справа, заряжающий – слева, поэтому левая часть отделения управления была использована для размещения части боекомплекта. Трансмиссия и двигатель располагались в корме машины.


Длинноствольная пушка с весьма высокой начальной скоростью снаряда была оборудована обычными клиновым затвором и противооткатными устройствами и устанавливалась в башне непосредственно на цапфах. Секторный механизм вертикального и дифференциальный механизм горизонтального наведения имели электроприводы и управлялись от одной рукоятки.
Благодаря электрической связи командирской башенки с механизмом поворота башни командир мог грубо наводить пушку в горизонтальной плоскости (система командирского наведения). У наводчика был установлен перископический прицел с переменным увеличением. Боекомплект пушки располагался в носовой части корпуса, по бортам и на вращавшемся полу боевого отделения.

На танке «Centurion» Mk 3 были применены стабилизаторы вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения. Разработка двухплоскостной, надежно работающей системы стабилизации явилась серьезным успехом английского танкостроения, поскольку при наличии двухплоскостной системы стабилизации вероятность попадания в танк противника при средних условиях движения незначительно отличается от вероятности попадания при стрельбе с места. Следует иметь в виду, что стабилизатор повышает не только точность стрельбы, но и среднюю скорость движения танка на поле боя, уменьшая тем самым его уязвимость.
Моторно-трансмиссионная установка танка была создана в результате дальнейшего совершенствования соответствующих агрегатов танков «Кромвель» и «Комета».
На танке «Centurion» Mk 3 устанавливались бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения «Метеор» и трансмиссия «Меррит-Браун».
В трансмиссии были использованы трехдисковый полуцентробежный главный фрикцион сухого трения и поперечно расположенная пятиступенчатая коробка передач с зубчатыми муфтами, объединенная с многорадиусным планетарным механизмом поворота с фрикционными элементами сухого трения. Трансмиссия связана с главным фрикционом и двухрядными бортовыми передачами муфтами с резиновыми упругими элементами.

В ходовой части танка «Centurion» Mk 3 были использованы гусеницы с открытыми шарнирами, опорные катки среднего диаметра, поддерживающие катки и блокированная по два катка подвеска с винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. В тележке каждый каток монтировался на двуплечем балансире. Между верхними плечами балансиров располагались три вставленные одна в другую винтовые пружины. В верхней части тележки находились два поршневых амортизатора, связанных с балансирами с помощью тяг.
В качестве средств связи на танке «Centurion» Mk 3 применялись ультракоротковолновая дуплексная радиостанция, танковое переговорное устройство и телефон для связи с пехотой.


В состав стандартного оснащения танка «Centurion» Mk 3 входило стационарное противопожарное оборудование, а также оборудование для преодоления водных преград на плаву. С этой целью корпус танка был герметизирован и к нему по верхнему периметру крепился брезентовый водонепроницаемый кожух с металлическим каркасом.
Перед погружением в воду кожух поднимался с помощью пневматических цилиндров и механического привода типа «ножницы». Танк двигался по воде со скоростью около 10 км/ч с помощью двух гребных винтов, шарнирно укрепленных на кормовой части корпуса и приводившихся от ведущих колес посредством цепных передач. В «сухопутном» положении винты откидывались кверху.

Недостатками такого оборудования являлась уязвимость кожуха от ружейно-пулеметного огня противника и невозможность использования собственного вооружения, закрытого кожухом.
Более поздние образцы «Centurion» Mk 7 и «Centurion» Mk 8 отличались от «Centurion» Mk 3 рядом усовершенствований и многочисленными мелкими изменениями, но по существу являлись лишь модернизацией последнего, а не новыми машинами.
Пушка этих модификаций была оборудована эжекционным устройством для удаления пороховых газов, выполненным по образцу американских конструкций. В командирской башенке вместо смотрового прибора имелись перископический прицел и дополнительный пульт управления механизмами наведения. Таким образом, как и на американских танках, командир располагал своей системой управления огнем и при необходимости мог точно навести пушку на цель и произвести выстрел.
За счет более рациональной компоновки моторно-трансмиссионного отделения удалось установить дополнительный топливный бак и существенно увеличить общий запас топлива. Мощность двигателя была незначительно повышена, но вес танка сохранился почти прежним.

«Centurion» Mk 10 существенно отличался от предшествующих модификаций новой 105-мм пушкой и несколько большей толщиной ответственных броневых деталей. Пушка обладала весьма высокой пробивной способностью благодаря использованию бронебойного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном и высокой начальной скоростью, равнявшейся 1415 м/сек. Такая же пушка использовалась также на американском танке М60. На танке «Centurion» Mk 10 было предусмотрено автоматическое выбрасывание стреляных гильз.


Несмотря на то, что «Centurion» был создан более пятидесяти лет тому назад, этот танк до сих пор остается весьма эффективной боевой машиной. Одна из причин такого успеха заключается в его способности легко приспосабливаться ко все возрастающим требованиям современной войны: «Centurion» допускает установку более мощного вооружения и усиления бронирования. Его единственный недостаток – невысокая скорость и малый запас хода. У первых моделей он не превышал 104 км, и для того, чтобы устранить этот недостаток, приходилось идти на различные ухищрения.
Одним из способов увеличения автономности танка была установка у него на корме дополнительных топливных баков, однако бочки с топливом в любой момент (особенно в бою или при движении по сильно пересеченной местности) могли стать источником пожара. Существовало и другое решение проблемы: «Centurion» Mk 1, например, буксировал за собой одноосный прицеп-цистерну с 909 литрами топлива. На более поздних моделях имелись дополнительные топливные баки, которые обеспечивали запас хода до 190 км.

Модификация Mk 13 – это последняя модель танка «Centurion», которая представляла собой модернизированную версию Mk 10. Всего же за время производства этого танка было создано по меньшей мере двадцать пять версий «Centurion».
На танке «Centurion» Mk 13 в башне кругового вращения устанавливалась отличная 105-мм пушка серии L7, стабилизированная в двух плоскостях и имевшая вертикальный угол наведения от +20° до -10°. С пушкой был спарен 7,7-мм курсовой пулемет, второй такой же находился на командирской башенке.
Это вооружение дополняли 12,7-мм крупнокалиберный пулемет и две батареи по 6 дымовых гранатометов, которые располагались по обе стороны башни. Боекомплект состоял из 64 артвыстрелов, 600 патронов калибра 12,7 мм и 4750 патронов калибра 7,7 мм.
Когда «Centurion» еще только принимался на вооружение, он не имел приборов ночного видения, но последующие модификации оснащались инфракрасными фарами для ночного вождения и инфракрасным прожектором, который устанавливался слева от пушки. Танк мог без подготовки преодолевать броды глубиной до 1,45 м, но, как ни странно, на нем не прижилось оборудование для плавания, разработанное специально для него.

В качестве силовой установки на Mk 13 использовался усовершенствованный авиационный двигатель «Метеор» фирмы «Роллс-Ройс», которым во время второй мировой войны оснащались истребители «Спитфайр» и «Харрикейн».
В ходовой части применялась подвеска типа Хортсман – три тележки с попарно сблокированными опорными катками на борт. Ведущее колесо находилось впереди, а направляющее – сзади. Кроме того, в состав ходовой части входили шесть поддерживающих катков. Верхнюю часть шасси прикрывали бронированные фальшборты, которые уменьшали эффект от воздействия кумулятивных снарядов.
Всего было построено 4000 танков «Centurion» различных модификаций, причем последние серийные машины обходились казне почти в 50000 фунтов стерлингов каждая.
За время боевых действий в Корее, Индии, Саудовской Аравии, во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и особенно в зоне Суэцкого канала «Centurion» проявил себя как один из наилучших танков послевоенного периода.



Технические характеристики танка «Centurion» A41:
Боевая масса, т: 43 – 51;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 7200, ширина – 3390, высота – 3010;
Бронирование, мм: лоб корпуса 76…126, борт корпуса – 51, корма корпуса – 32, днище – 16, крыша корпуса – 13…30, лоб башни – 152…202, маска орудия – 200, борт башни - 112, корма башни – 90…112, крыша башни – 30…51;
Вооружение (Mk 13): 105-мм пушка L7A2, соосный 7,62-мм пулемет MG, зенитный 7,62-мм пулемет MG, 2 х дымовой гранатомет;
Двигатель: Rolls-Royce Mk IVB, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя, л. с.: 600;
Скорость, км/ч: по шоссе – 35, по пересечённой местности – 25;
Запас хода по шоссе, км: 192;
Удельная мощность, л. с./т: 14;
Преодолеваемые препятствия, м: стенка - 0,914; ров, м - 3,352; брод - 1,45; брод с подготовкой - 2,74

 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.