Ударный беспилотный летательный аппарат «Mantis»
Полностью автономный беспилотный летательный аппарат «Mantis» (англ. «Богомол») был разработан и создан английской оборонной компанией BAE Systems по заказу Министерства Обороны Великобритании. Разработка «Mantis» началась в конце 2007 года. Основной отличительной способностью нового летательного аппарата является полное отсутствие каких-либо гидравлических систем, все системы управления рулями и шасси приводятся в действие электрическими приводами.
Проведенные испытания в октябре 2009 года на полигоне Woomera в южной Австралии, полностью подтвердили все заявленные производителем характеристики.
В ходе испытаний «Mantis» продемонстрировал эксплуатационные и потенциальные возможности подобных БПЛА быть задействованными в поддержку будущих боевых операций министерства обороны Великобритании.
Командование британских ВВС отметило, что в конце программы испытаний БПЛА «Mantis» успешно продемонстрировал возможности передовых технологий, что повысило уверенность в осуществимости разрабатываемого в Великобритании проекта средневысотного БПЛА с большой продолжительностью полёта.
БПЛА «Mantis» может совершать полеты продолжительностью до 24 часов, а максимальная высота полета превышает 16,5 км. Серийный вариант БПЛА имеет взлетный вес около 9000 кг. Внутренний отсек предназначен для размещения ряда современных датчиков и управляемых боеприпасов «воздух-земля».
БПЛА «Mantis» оснащен двумя турбовинтовыми двигателями RB250B-17 компании «Роллс-Ройс» с толкающими винтами. На борту «Mantis» установлены инфракрасная и телевизионная камеры, радар и система лазерного целеуказания.
В головной части фюзеляжа БПЛА имеется аппаратура спутниковой связи. Помимо разведывательного оборудования на борту может также размещаться и оружие. «Mantis» может нести до 12 управляемых ракет «Бримстоун» западноевропейского концерна MBDA (Brimstone) или шесть американских управляемых авиабомб типа «Пэйвуэй».
Двойная двигательная система и размах крыльев, обеспечивает БПЛА «Mantis» лётные динамические характеристики, позволяющие аппарату находиться в воздухе длительное время и перемещаться на дальние расстояния. Благодаря отсутствию гидравлических систем, крылья аппарата легко демонтируются, после чего он без затруднений вписывается в грузовой отсек военно-транспортного самолёта.
БПЛА «Mantis» как полностью автономная беспилотная система следующего поколения сможет выполнять задачи, не требуя особого вмешательства человека в свои действия, самостоятельно реагируя на окружающую обстановку. Подобная автономность повышает его боевую эффективность, поскольку позволяет операторам сосредоточить все внимание на выполнении задания, а не на управлении аппаратом.
В эксплуатации этого БПЛА не требуется участия многочисленного штата операторов, что сокращает риск возможности инцидентов из-за человеческого фактора, а также снижает требования к обеспечению связи/линии передачи данных между аппаратом и наземной станцией управления.
БПЛА «Mantis» может выполнять разведывательные операции на большой дальности и нести необходимую целевую нагрузку, в том числе различные датчики и системы оружия. БПЛА «Mantis» рассчитан на передачу информации на оконечные приемные станции, что облегчает его полную интеграцию в инфраструктуру C4I Великобритании, значительно расширяя боевые возможности.
В современных быстро сменяющихся боевых ситуациях улучшенная ситуационная осведомленность и своевременное принятие решений достигаются благодаря интеграции БПЛА в общую сетевую систему управления.
Летно-технические характеристики БПЛА «Mantis»:
Размах крыла, м: 22,00;
Длина, м: 19,80;
Масса, кг: 9000;
Двигатель: 2 х ТВД Rolls-Royce RB250B-17;
Мощность двигателя, л. с.: 2 х 380;
Максимальная скорость, км/ч: 556;
Крейсерская скорость, км/ч: 370;
Продолжительность полета, ч: 30;
Практический потолок, м: 16500;
Полезная нагрузка: на 6 узлах подвески