Палубный вертолет для наблюдения и связи Ка-10

Вертолет Ка-10 (по кодификации НАТО: Hat — «Шляпа») это первый винтокрылый аппарат соосной схемы, успешно выдержавшим государственные испытания и выпускавшимся малой серией. Является дальнейшим развитием вертолёта Ка-8.
На вертолете Ка-10 установили специально спроектированный двигатель АИ-4Г мощностью 40 кВт.
Вертолеты Ка-10 строились на заводе № 3 МАП, первым в нашей стране вертолетном заводе. Для оценки работоспособности и надежности агрегатов, узлов и систем параллельно с изготовлением машины осуществлялся значительный объем лабораторно-стендовых испытаний. В короткие сроки было построено четыре экземпляра вертолета. Один из них подвергся 100-часовым ресурсным испытаниям, остальные использовались для выполнения программы летных испытаний.
Первый полет Ка-10 совершил 30 августа 1949 года.
Всего на вертолете было выполнено 200 полетов с налетом 25 ч. В октябре 1950 года два вертолета Ка-10 передали на государственные испытания.


Испытания в морских условиях проводились на легком артиллерийском крейсере «Максим Горький». Это были первые в нашей стране полеты вертолета с корабля.
Датой образования корабельной (палубной) авиации можно считать 1950 год. Летчики обратили внимание на специфические особенности летной эксплуатации вертолетов в корабельных условиях: повышенную турбулентность воздушного потока, отрицательное влияние на взлет и посадку бортовой и килевой качки судна и др. Однако отмечали при этом, что вертолет доступен для пилотов средней квалификации. Государственные испытания подтвердили высокие маневренные качества вертолета соосной схемы и его пригодность для использования на кораблях.
В августе 1951 года было принято решение о постройке войсковой серии из 15 вертолетов для более углубленного исследования возможностей применения винтокрылых машин в различных тактических целях ВМФ. Войсковые испытания Ка-10 проводила на Черном море специально созданная в ВМФ вертолетная эскадрилья.

Вертолет Ка-10 представляет собой пространственную форменную конструкцию из хромансилевых труб диаметром от 8 до 18 мм. В центральной части планера установлены поршневой двигатель АИ-4Г с редуктором и кресло пилота. Боковые горизонтальные ложементы фермы предназначены для крепления двух посадочных опор — баллонов цилиндрической формы с закругленными концами, наполненных воздухом под избыточным давлением 0,1 кгс/см2.


Баллон изготовлен из двухслойной прорезиненной материи и разделен на четыре отсека для обеспечения необходимого уровня живучести. К нижней части баллона для прочности приклеена листовая резина толщиной 1,5 мм. Такое посадочное устройство позволяло вертолету производить посадку на любую поверхность (земля, вода, палуба корабля) с последующим взлетом с нее.
В передней части планера расположен бензобак вместимостью 33 л, а за креслом пилота находятся подкосы вертикального хвостового оперения. Там же на ложементах баллонов закреплены две стойки двухлучевой канатной антенны радиостанции РСИ-3М1. Вертикальное оперение на Ка-10 однокилевое трапециевидной формы. Обшивка килей полотняная.

Передача крутящего момента от двигателя к винтам осуществляется с помощью двух редукторов (нижнего — двигательного и верхнего — распределительного), соединенных полым главным валом, закрытым силовым кожухом. Распределительный редуктор раздает крутящий момент на нижний и верхний винты, вращающиеся в противоположных направлениях.
В нижнем редукторе находится комбинированная муфта включения, объединенная с храповой муфтой свободного хода. Это устройство позволяет обеспечить работу двигателя при невращающихся несущих винтах на земле и отсоединение двигателя от авторотирующих винтов в случае его отказа в полете.
Распределительный редуктор с колонкой несущих винтов фиксируется над планером с помощью силового кожуха и двух боковых подкосов. Колонка включает два соосных вала, на которых закреплены втулки винтов, автоматы перекоса, рычаги и тяги управления. Втулки имеют горизонтальные, вертикальные и осевые шарниры в силовых цепях крепления лопастей. Лопасть винта трапециевидной формы в плане с отрицательной геометрической круткой (-5°) изготовлена из различных пород древесины (природных композитов). Профиль лопасти — NАСА 23012. Комель лопасти для соединения с втулкой винта выполнен в виде точеной стальной гильзы.

Управление углами установки лопастей винтов осуществляется отклонением ручки управления вертолетом, рычага «шаг-газ» и педалей путевого управления. Все рычаги управления связаны механической проводкой с механизмами общего и дифференциального шага, а через автоматы перекоса и вертикальные тяги соединены с поводками поворота лопастей относительно осевых шарниров. Отклонение ручки управления вертолетом приводит к наклону автоматов перекоса и циклическому изменению углов установки лопастей при вращении винтов. В результате вектор полной аэродинамической силы винтов отклоняется в заданном направлении и на необходимую величину.


При отклонении педалей на одном винте углы установки увеличиваются, а на другом — уменьшаются на ту же величину. Это приводит к разнице крутящих моментов на винтах и развороту вертолета. В случае отклонения рычага «шаг-газ» на винтах с помощью автоматов перекоса одновременно увеличиваются или уменьшаются углы установки лопастей, что приводит соответственно к росту или уменьшению их тяги, а в результате изменения подачи топлива в двигатель происходит изменение его мощности.
Вертолет оборудован пилотажно-навигационными приборами для выполнения визуальных полетов и приборами контроля работы двигателя, в том числе указателем скорости УС-140, высотомером ВД-12, вариометром ВР-10, компасом КИ-11, указателем оборотов несущих винтов, указателем скольжения. Радиосвязь пилот осуществляет с помощью радиостанции РСИ-3М1. Источником электроэнергии являются аккумуляторные батареи.

Летно-технические характеристики Ка-10:
Диаметр несущего винта, м: 5,80;
Длина, м: 3,90;
Высота, м: 2,50;
Масса, кг: пустого - 239, нормальная взлетная - 370;
Тип двигателя: 1 х ПД АИ-4Г;
Мощность, л. с.: 1 х 55;
Максимальная скорость, км/ч: 115;
Практическая дальность, км: 142;
Практический потолок, м: 2500;
Статический потолок, м: 300;
Экипаж, чел.: 1;
Полезная нагрузка, кг: 131


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.