Экспериментальный вертолет X-49A Speed Hawk
Экспериментальная американская машина Piasecki X-49A Speed Hawk (англ. скоростной ястреб), которая считается вертолетом, но при этом содержит в себе элементы и вертолета и, забытого летательного аппарата – автожира.
Все началось 1960 году, одна из древнейших вертолетостроительных компаний США - Piasecki Aircraft, - в инициативном порядке начинает программу Pathfinder. С самого начала прототип вертолета X-49A под обозначением 16H-1 был создан по одновинтовой схеме, с рулевым винтом. Его первый полет состоялся 21 февраля 1961 года.
Менее чем через год на 16Н-1, как и задумывалось, установили крыло и заменили рулевой винт на трехлопастный капотированный толкающий винт с управляемыми поверхностями на выходе. Последнее обеспечивало путевое управление и парирование крутящего момента. В ходе летных испытаний была достигнута крейсерская скорость 273 км/час. После данного военные подключились к финансированию проекта с условием доведения скорости до 370 км/час.
По настоянию военных в проект были внесены ряд изменений, а именно удлинение фюзеляжа и увеличение полезной нагрузки, ремоторизация, замена несущего и толкающего винтов и пр. Вертолет принял индекс 16Н-1А или Pathfinder II. Значительное ускорение достигалось перераспределением подводимой мощности с несущего винта на толкающий.
На таком режиме основная подъемная сила создавалась крылом. Итоги испытаний были обнадеживающие - скорость 361 км/час, хорошая управляемость и маневренность, как на высоких, так и на низких скоростях полета. В дальнейшем компания разработала несколько модификаций с различными взлетными весами, но не одна из них не дошла даже до опытного образца. Итоги исследований были применены военными при создании AH-56A Cheyenne.
Компания Piasecki продолжала теоретические работы по выбранной схеме вплоть до 1978 года.
Возращение к былой теме стало очевидно, когда в середине 90-х годов военные заинтересовались применением наработок Piasecki для улучшения характеристик AH-64 Apache и AH-1W Super Cobra. Был проведен большой объем работ, включающий полномасштабное моделирование и цикл наземных испытаний. Потребовались изменения трансмиссии базовых вертолетов, новые системы управления и т.д. Но итогом стал контракт на модификацию среднего многоцелевого UH-60 Black Hawk.
Через 3 года прототип принял индекс X-49A Speed Hawk. Принципиальным отличием от 16Н-1 была иная конструкция для отклонения воздушного потока толкающего винта - применили более эффективную, составную полусферу, которая разворачивается на 90 градусов на малых скоростях и висении, а на больших скоростях горизонтального полета вписывается в контур кожуха, тем самым не испытывая нагрузок и удаляя источник вибраций хвостовой балки.
Первый этап летных испытаний X-49A Speed Hawk начался в июне 2009 года. Его целью являлась оценка конструктивных решений, которые должны были позволить экспериментальному вертолету превзойти по скоростным характеристикам базовую версию SH-60F Seahawk.
В ходе проведенных испытаний X-49A Speed Hawk продемонстрировал увеличение скорости на 47 процентов при аналогичных с SH-60F показателях мощности, а также вдвое меньший уровень вибраций. Технические характеристики вертолета были улучшены благодаря применению смонтированного в трубе толкающего хвостового винта с управляемым вектором тяги VTDP (Vectored Thrust Ducted Propeller) и крыльев, которые увеличили подъемную силу и снизили нагрузку на несущий винт.
После завершения первого этапа летных испытаний дальнейшие перспективы X-49A Speed Hawk оставались неясными. Более того, предусмотренное финансирование также не решает всех проблем, поскольку, по словам представителей Piasecki Aircraft, является недостаточным для выполнения программы в полном объеме и должно быть увеличено. В то же время компания отмечает положительные сигналы со стороны министерства обороны США.
Ближайшими планами разработчиков предусматривается установка на X-49A Speed Hawk третьего двигателя, а также убирающихся шасси и обтекателя на втулку несущего винта для снижения уровня вибраций. Планируется, что крейсерская скорость серийных вертолетов превысит 383 километров в час, а максимальная - 415 километров в час, в то время как у SH-60F соответствующие показатели равны 241 и 256 километрам в час. Неснаряженная масса увеличится более чем на 700 килограммов, главным образом в связи с установкой третьего двигателя. При этом грузоподъемность вертолета возрастет примерно на 230 килограммов, а боевой радиус действия расширится почти в три раза.
Летно-технические испытания экспериментального американского вертолета X-49A Speed Hawk:
Диаметр несущего винта, м: 16,36;
Длина, м: 20,10;
Высота, м: 5,23;
Масса , кг: пустого вертолета – 6190, масса взлетная – 9575;
Силовая установка: 2 ГТД General Electric T700-GE-701C;
Мощность, кВт: 2 х 1210;
Максимальная скорость, км/ч: 415;
Крейсерская скорость, км/ч: 383;
Практическая дальность, км: 700;
Практический потолок, м: 5790;
Экипаж, чел.: 2