Транспортная летающая лодка R3Y «Tradewind»


Возможности гидросамолета R3Y «Tradewind» были продемонстрированы 24 февраля 1955 года, когда одна из пяти летающих лодок пересекла континентальную часть США от побережья до побережья со средней скоростью 649 км/ч.
18 октября был выполнен рекордный полёт продолжительностью 6 ч 45 мин, лодка выполнила перелет из Гонолулу на авиабазу Аламеда, штат Калифорния, со средней скоростью 579 км/ч.
Требования к боевым самолетам в начале 1950-х менялись практически каждый месяц, и главным качеством для морского бомбардировщика считалась, прежде всего, высокая скорость. 624 км/ч военных уже не удовлетворяла, и лодку решили переделать в транспортник.


На «Конвэре» конструкторы приступили к проработкам грузового варианта, а оба прототипа продолжали испытания. Во время полета на максимальную скорость 15 июня 1953-го одна из машин потерпела катастрофу. На высоте 3000 м возникли проблемы с продольным управлением, и самолет упал в море. Это происшествие не повлияло на темп работ по транспортному варианту, и в феврале 1954-го со стапелей сошла первая грузовая лодка R3Y-1.
Стрелковое вооружение и бронеплиты отсутствовали, а с левой стороны фюзеляжа появилась грузовая дверь шириной 3 м. В грузовой гермокабине могли разместиться 103 человека или различная техника. ТВД «Аллисон» Т40-А-10 (5850 л. с .) позволили лодке установить еще один мировой рекорд. 24 февраля 1955-го R3Y-1 перелетел из Сан-Диего в испытательный центр ВМФ за 6 ч, показав среднюю скорость 648 км/ч.

В октябре взлетел R3Y-2, а лодке присвоили собственное имя «Tradewind» («Пассат»). «Двойка» отличалась новой носовой частью. Это значительно облегчало загрузку и выгрузку различного оборудования. Лодка просто подруливала к берегу, носовая часть откидывалась вверх и по выдвижному трапу военная техника сразу могла вступать в бой.
В гермокабину R3Y-2 длиной 26,8 м и шириной 2,7 м входили четыре 155-мм гаубицы, шесть джипов или три тягача по 2,5 т. Нормальный взлетный вес R3Y-2 -74844 кг, а перегрузочный - 79380 кг. Экипаж - 7 человек, а полезная нагрузка - около 22 т. К лету 1956-го флот получил пять R3Y-1 и шесть R3Y-2.


Одну серийную R3Y-2 переоборудовали в опытный самолет-заправщик. Машина получила внутренние баки и четыре выпускаемых шланга. Оборудование работало безотказно, и в одном из полетов четверка реактивных истребителей Grumman F9F-8 «Cougar» одновременно заправилась от «Пассата» - танкера.
Все 11 серийных R3Y «Tradewind» вошли в 1956-м в состав транспортной эскадрильи VR-2 на базе Аламеда. Однако эксплуатация гигантской летающей лодки получилась неудачной. Постоянно возникали проблемы из-за ненадежной работы турбореактивных двигателей и соосных винтов.
10 мая 1957 г. на R3Y-1 в полете отлетел винт третьего двигателя, и лодка во время вынужденной посадки получила значительные повреждения. После этой аварии большую часть лодок доработали, а в эскадрилье VR-2 осталось лишь по паре R3Y-1 и R3Y-2.

2 января 1958-го повторилась предыдущая авария: на R3Y-1 вновь разрушился пропеллер третьего мотора. Летчик пролетел 644 км до гидроаэродрома, но на посадке из-за асимметричной тяги крепко «приложил» лодку к водной поверхности.
Высокая аварийность окончательно подорвала доверие руководства флота к летающим лодкам R3Y «Tradewind» и в апреле все лодки сняли с вооружения. Военная карьера «Пассата» - последней большой летающей лодки ВМФ США с ТВД - завершилась.


Летно-технические характеристики гидросамолета R3Y «Tradewind»:
Экипаж, чел.: 5;
Размах крыла, м: 4,42;
Длина самолета, м: 42,26;
Высота самолета, м: 15,68;
Площадь крыла, м2: 195,27;
Масса, кг: пустого самолета – 32579, нормальная взлетная – 65998, максимальная взлетная – 74842;
Тип двигателя: 4 x ТВД Allison T40-A-10;
Мощность, л. с.: 4 х 5100;
Максимальная скорость, км/ч: 624;
Крейсерская скорость, км/ч: 362;
Перегоночная дальность, км: 5552;
Практическая дальность, км: 4482;
Практический потолок, м: 12100;
Полезная нагрузка: 103 пассажиров или 72 носилок и 12 сопровождающих или 24400 кг груза


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.