Китайский многоцелевой самолёт-амфибия Harbin SH-5


Китайский многоцелевой самолет-амфибия Harbin SH-5 предназначенный для патрульных и поисковых операций в открытом море, для поиска подводных лодок, постановки минных заграждений, радиотехнической и фоторазведки, грузоперевозок и десантирования.


Долгое время единственным китайским гидросамолетом являлся Бе-6. Летающие лодки этого типа поставлялись «Великому соседу» в 1950-е, когда Советский Союз и Красный Китай совместно строили светлое будущее. К концу 1960-х Бе-6 устарели как морально, так и физически, рассчитывать на помощь СССР китайцы, по известным обстоятельствам, уже не могли. В этих условиях перед китайской авиапромышленностью была поставлена задача, создать летающую лодку с перспективными турбовинтовыми двигателями, предназначенную для замены Бе-6.

Работы над новым самолетом, получившим обозначение SH-5 (Shuyshang Hongzhay-5, морской бомбардировщик-5), начались в НИИ гидроавиации и конструкторском бюро Харбинского завода в 1968-м.
В декабре 1973-го в Харбине изготовили первый летный экземпляр, и лишь три года спустя в апреле экипаж летчика-испытателя Хаунг Хингхуйя поднял летающую лодку в воздух. Столь растянутые сроки разработки характерны для всех китайских самолетов, создававшихся в те годы. Сказывались последствия культурной революции - нехватка квалифицированных специалистов. Летные испытания, в которых приняли участие шесть гидросамолетов, завершились в 1985-м. На вооружение начал поступать с 1986 года.

По компоновке самолет Harbin SH-5 напоминает своего предшественника - Бе-6, это высокоплан с прямым крылом, однореданной лодкой с двухкилевым оперением и длинным «хвостом» магнитометра.
На корпусе лодки установлен небольшой руль для управлении самолетом на воде. Для остойчивости гидросамолета служат два неубираемых крыльевых поплавка, установленных на N-образных подкосах.
Наиболее заметными внешними отличиями от Бе-6 являются каплевидная кабина летчиков, носовой обтекатель антенны РЛС (по типу Бе-12) и убираемое шасси.
Шасси - трехопорное, с носовой двухколесной стойкой. Основные опоры - одноколесные. Стойки снабжены масляно-пневматическими амортизаторами. Носовая опора убирается вперед по полету в днище корпуса лодки, а основные - поворотом назад в ниши бортов.


Особенностью шасси, используемого для схода и выхода из воды по слипу, является очень малый клиренс.
Гидросамолет Harbin SH-5 оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями «Донган» WJ-5А1 мощностью по 3150 л. с. каждый.
Экипаж SH-5 состоит из восьми человек, в их числе командир, второй летчик, штурман, бортинженер и радист.
В передней части лодки расположены три грузовых отсека. Среднюю часть занимает помещение для операторов поискового оборудования, за которым расположены отсеки радиосвязной, поисковой и прочей электронной аппаратуры.
Все отсеки соединяются сквозным коридором с водонепроницаемыми дверями в переборках между помещениями.

В состав бортового оборудования входят инерциальная навигационная система, радиовысотомер, радиокомпас, доплеровская поисковая РЛС и детектор магнитных аномалий.
Оборонительное вооружение летающей лодки Harbin SH-5 включает двухствольную пушечную дистанционную установку на верхней поверхности фюзеляжа между крылом и оперением.
На четырех подкрыльевых узлах предусмотрено размещение сверхзвуковых противокорабельных ракет С-101 или малогабаритных противолодочных торпед (по три на каждом внутреннем пилоне).


При выполнении боевого патрулирования самолет оснащается двумя ракетами на внешних пилонах и шестью торпедами - на внутренних. Во внутрифюзеляжном отсеке в задней части корпуса размещаются глубинные бомбы, мины, радиогидроакустические буи или спасательное оборудование (надувные плотики, жилеты, аварийный запас). Общая масса внутренней нагрузки - 6000 кг.
Гидросамолет Harbin SH-5 стал первым из китайских самолетов оснащенный РЛС с ФАР Type 698. Дальность обнаружения РЛС Type 698 составляет до 20 км для перископа субмарины, свыше 50 км - для малых катеров и до 100 км - для крупных кораблей.

Летно-технические характеристики гидросамолета SH-5:
Размах крыла, м: 36,00;
Длина самолета, м: 38,90;
Высота самолета, м: 9,8;
Площадь крыла, м2: 144,0;
Масса, кг: пустого - 25000, нормальная взлетная - 36000, максимальная взлетная - 45000;
Запас топлива, кг: 13417;
Двигатель: 4 х ТВД Dongan (DEMC) Wojiang-5A1 мощностью 2349 л. с.;
Максимальная скорость, км/ч: 555;
Крейсерская скорость, км/ч: 450;
Практическая дальность, км: 4750;
Продолжительность полета, ч: 15;
Практический потолок, м: 10250;
Экипаж, чел.: 5 + 3 оператора;
Боевая нагрузка, кг: 6000 (в отсеке оружия и 4 узлах подвески);
Вооружение: в отсеке оружия - мины, глубинные бомбы, 1 x 3000-кг или 3 x 1000 кг или 6 x 454-кг бомбы; на узлах подвески - 4 х ПКР C-101 или однотипных, или 6 противолодочных торпед или глубинные бомбы или мины



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.