Док-камера DDS для выхода с подводной лодки боевых пловцов SEAL


Док-камера DDS (Dry Deck Shelter), устанавливаемая на подводные лодки ВМС США представляет собой съемный модуль-контейнер со шлюзом-ангаром для выхода с подводной лодки боевых пловцов из состава сил проведения специальных операций – ССО (англ. SEAL). В ангаре устройства могут транспортироваться средства передвижения пловцов — один модуль SDV (англ. Swimmer Delivery Vehicle) или до четырех надувных резиновых лодок CRRC (англ. Combat Rubber Raiding Craft).


Во время Второй мировой войны ВМС США впервые использовали подводные лодки для доставки боевых пловцов к берегу противника для проведения тайных специальных операций. Дизель-электрические подводные лодки того времени имели ограниченные возможности по входу/выходу боевых пловцов из-за отсутствия вместительных шлюзовых камер. Эти возможности были расширены на подводной лодке USS Грейбек (SS 574). На субмарине эксплуатировавшейся с 1969 по 1983 год были установлены две шлюзовых камеры. 16 января 1982 года 5 водолазов ВМС США погибли из-за декомпрессионной болезни в результате слишком быстрого сброса давления в камере шлюза. Дальнейшее расследование показало необходимость разработки специализированных средств, разработки процедур и подготовки кадров для систем глубоководного погружения.

Концепция съемной док-камеры с возможностью транспортировки средств передвижения ССО зародилась в 1970-х годах. Первая док-камера была разработана и произведена подразделением Electric Boat Division корпорации General Dynamics. В 1982 году было завершено производство модуля DDS-01S. 01 — порядковый номер, S — индекс указывающий в какую сторону открываются ворота ангара; S — на правый борт лодки (от англ. Starboard side)) индекс P говорит о том, что ворота открываются на левый борт (англ. Port side). Всего флот получил шесть таких модулей. На верфи Newport News Shipbuilding с 1987 по 1991 годы были произведены еще пять модулей с индексами DDS-02P, -03P, -04S, -05S, и -06P. Возможность открытия ворот ангара в разные стороны обусловлена необходимостью обеспечить работу двух рядом установленных модулей.
Модуль DDS имеет максимальный диаметр около 2,74 метра (9 футов), длину около 11,6 метра (38 футов) и водоизмещение порядка 30 тонн.


Модуль состоит из трех герметичных отсеков изготовленных из стали HY-80. Передний отсек сферический формы является декомпрессионной камерой. Средний отсек также имеет сферическую форму и предназначен для соединения между собой отсеков DDS и шлюзом-переходником на корпусе подводной лодки. Третий отсек является ангаром и представляет собой цилиндр с эллиптическими днищами. В переднем днище находится шлюз-переходник для связи с центральным отсеком, а кормовое днище одновременно является дверями, открывающимися в сторону. Для улучшения обтекаемости модуль закрыт съемным стеклопластиковым обтекателем. Внутри модуля, также как и на подводной лодке, поддерживается атмосферное давление. Модуль рассчитан на функционирование до глубины порядка 40 метров (130 футов).
Ангар рассчитан для транспортировки одного транспортного средства SDV или способен вместить до 20 боевых пловцов и четырех надувных резиновых лодок CRRC.
Модули DDS могут перевозиться на кораблях, грузовиках или самолетами C-5 Galaxy. Каждый модуль для транспортировки снабжен специально разработанной платформой. Операции по разгрузке модуля, установке на подводную лодку, необходимые процедуры тестирования занимают от одного до трех дней. Сама операция по установке DDS на субмарину занимает около 12 часов.

Два модуля могут быть установлены на борту бывших стратегических ракетоносцев, многоцелевые подводные лодки могут оснащаться только одним модулем. Для установки модуля требуется переоборудование подводной лодки, которое заключается в установке люка-шлюза в корпусе субмарины, оборудования для снабжения модуля электрической энергией, клапаны и трубы для подачи воздуха и откачки воды. На верхней палубе подводной лодки навариваются специальные фундаменты на которые устанавливается контейнер. При установленном модуле субмарина сохраняет практически все свои характеристики (незначительно падает максимальная скорость полного подводного хода) и сохраняет возможность применения оружия и радиоэлектронного вооружения. Изначально оборудование для установки одного модуля получили USS Jimmy Carter (SSN-23) типа «Сивулф» и все подводные лодки типа «Вирджиния».


Оборудование, установленное на лодках типа «Лос-Анджелес», кроме модулей DDS позволяет им нести глубоководные спасательные аппараты DSRV (англ. Deep Submergence Rescue Vehicle). На некоторых субмаринах шлюзовые устройства обеспечивают установку как модулей DDS, так и мини-субмарин ASDS (англ. Advanced SEAL Delivery System). Такими возможностями обладают переоборудованные бывшие ПЛАРБ типа «Огайо», USS Jimmy Carter и АПЛ типа «Вирджиния».

Типичным является применение DDS для двух типов миссий спецподразделений. Это миссии по доставке подводного средства передвижения пловцов SDV к месту его запуска (англ. SDV missions) и миссии по массовой доставке пловцов к месту высадки (англ. Mass Swimmer Lock-Out - MSLO). В первом случае модуль используется для транспортировки в ангаре подводного транспортного средства SDV (типов Mark 8 mod 0, Mark 8 mod 1 и Mark 9). SDV является средством доставки пловцов так называемого «мокрого» типа. Минисубмарина SDV не является герметичной и пловцы находятся в ней в водолазном снаряжении и используют собственные дыхательные аппараты. Вместимость SDV — 8 человек, из которых один является оператором. После выхода лодки в район выполнения спецоперации происходит затопление ангара и уравнивание давления с забортным. Водолазы команды обеспечения открывают наружную дверь-ворота и устанавливают специальные рельсовые направляющие. По направляющим выдвигается платформа с установленным на ней SDV и происходит запуск минисубмарины. Водолазы, обеспечивавшие выход SDV, могут вернуться обратно на подводную лодку или оставаться снаружи в ожидании возвращения SDV. При возвращении SDV его оператор с помощью активного сонара установленного на борту транспортного средства производит обнаружение подводной лодки. С помощью водолазов команды обеспечения SDV закрепляется на своей платформе и с лебедками по направляющим затаскивается в ангар, после чего двери ангара закрываются. Количество водолазов обеспечения не уточняется, однако исходя из данных некоторых источников минимальная команда по выполнению миссии SEAL включает в себя 14 моряков и двух офицеров.

Миссии по массовой высадке боевых пловцов могут осуществляться как в подводном, так и в надводном положении подводной лодки. Как правило используется высадка с использованием надувных резиновых лодок CRRC (англ. Combat Rubber Raiding Craft) с подвесными моторами, на каждой из которых могут быть размещены 8 человек. Несмотря на меньшую скрытность подобной доставки, таким способом может быть доставлено большее количество коммандос с большей скоростью (20 узлов вместо 6-9 в случае SDV). При этом лодки хранятся в сложенном положении внутри модуля DDS, а их количество может доходить до четырех единиц. При использовании резиновых лодок высадка может производиться в надводном и подводном положениях лодки. Во втором случае боевые пловцы надувают лодки после всплытия на поверхность.


Модули DSS эксплуатируются и обслуживаются членами батискафных команд SDV Team One базирующейся в Перл-Харбор, Гавайи и SDV Team Two в Литл-Крик, штат Вирджиния. Они соответственно подчинены группам проведения спец операций № 1 (тихоокеанской) (англ. Navy Special Warfare Groups One) размещенной в Коронадо, Калифорния и № 2 (атлантической) в Литл-Крик, Вирджиния с общим подчинением Морскому командованию сил специальных операций (англ. Naval Special Warfare Command) в Коронадо, Калифорния. Общее управление осуществляется Командованием сил специальных операций США (англ. U.S. Special Operations Command) в Тампа, Флорида. Специальное соглашение англ. Memoranda of Agreement (MOAs) призвано обеспечить взаимодействие между командами сил специальных операций, экипажами подводных лодок и их командованием.

Тренировка сил специальных операций осуществляется в специальных тренировочных центрах в местах дислокации батискафных групп № 1 и № 2. Оборудование тренировочного центра позволяет проводить все операции по работе с модулями DDS, включая работы под водой с давлением соответствующим рабочей глубине.
Расчетный срок эксплуатации модуля DDS 40 лет. Профилактические ремонты обычно производятся членами обслуживающих батискафных команд, иногда при помощи членов экипажей подводных лодок, каждые 18-26 месяцев. Капитальный ремонт осуществляется раз в десять лет на верфи. При капитальном ремонте производиться демонтаж, проверка и монтаж заново всех компонентов.
Под носители модулей DDS пререоборудовались торпедные АПЛ (максимально — один модуль) и бывшие ПЛАРБ (до двух модулей на каждой ПЛАРБ). На сегодняшний день уже выведены из эксплуатации переоборудованные 6 АПЛ типа «Стеджен», 2 ПЛАРБ типа «Этэн Аллен» и 2 ПЛАРБ типа «Бенджамин Франклин».
По состоянию на конец июня 2010 года в эксплуатации находятся пять переоборудованных АПЛ типа «Лос-Анджелес» и четыре бывших ПЛАРБ типа «Огайо». Изначально с местом под установку одного модуля построены одна из АПЛ типа «Сивулф» и шесть АПЛ типа «Вирджиния» (еще шесть находятся в постройке).


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.