Экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки Nord-500

В 60-х годах французская самолетостроительная фирма «Nord Aviation» начала заниматься исследованиями самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), отдав предпочтение схеме с поворотными винтами в кольцевых каналах, по которой был разработан проект легкого многоцелевого самолета, получившего обозначение Nord-500.
Весной 1967 г. был построен первый прототип СВВП Nord-500-01, который использовался только для наземных испытаний механических систем на стенде.


Второй экспериментальный самолет Nord-500-02 был построен в начале 1967 г. и демонстрировался на очередном Парижском авиакосмическом салоне, но только на стоянке.
Первый полет Nord-500-02 был выполнен в феврале 1968 г., сперва самолет испытывался в полете на режиме висения, затем на переходных режимах.

В 1969 г. СВВП Nord-500 был передан в национальный научно-исследовательский авиационный центр ONERA для проведения трехмесячной программы испытаний в аэродинамической трубе, в процессе которых исследовались характеристики воздушных винтов в кольцевых каналах и всего самолета на различных режимах полета, при этом отмечался низкий уровень шума винтов в кольцевых каналах.
Самолет вертикального взлета и посадки Nord-500 выполнен по схеме моноплана с двумя ГТД, приводящими поворотные винты в кольцевых каналах, и трехопорным шасси.
Фюзеляж самолета Nord-500 цельнометаллический, имеет одноместную кабину с большой площадью остекления и катапультным креслом. Для доступа в кабину фонарь откидывается вверх. Кабина переходит в широкую хвостовую балку, на конце которой установлено оперение.

Крыло верхнерасположенное, имеет центроплан размахом 2,05 м и поворачивающиеся вместе с кольцевыми каналами консоли. Оперение состоит из стреловидного киля и прямого стабилизатора без рулей.
Шасси СВВП Nord-500 трехопорное, неубирающееся, с носовой опорой. На каждой опоре установлено по одному колесу, носовое колесо самоориентирующееся, база шасси 2,85 м, колея 2,2 м.


Силовая установка Nord-500 состоит из двух ГТД Аллисон Т-63-А-5А мощностью по 317 л. с., размещенных рядом в хвостовой балке. ГТД имеют боковые воздухозаборники в хвостовой балке, закрытые сеткой, и по два сопла, выходящих сверху хвостовой балки.
Воздушные винты самолета Nord-500 пятилопастные, установлены в гондолах в профилированных кольцевых каналах, имеющих внутренний диаметр 1,58 м и наружный 2,08 м и соединяющийся с гондолами обтекаемыми стойками. На выходе каналов на кронштейнах установлены V-образные поверхности с аэродинамическими рулями. Кольцевые каналы изготовлены фирмой «Бертэн». Поворот винтов вместе с кольцевыми каналами осуществляется с помощью электрического привода.

Трансмиссия Nord-500 изготовлена двигателестроительной фирмой «Испано-Сюиза», состоит из редукторов двигателей, соединенных валами с главным редуктором в корневой части крыла, от которого в носке крыла проходят валы с промежуточными опорами к редукторам винтов в гондолах.
Управление в кабине установлено обычное. На вертикальных режимах путевое и поперечное управление обеспечивается дифференциальным изменением тяги и наклона винтов, продольное - совместным наклоном винтов. Отмечалось, что планер самолета отличался статической устойчивостью.
После присоединения фирмы Nord к корпорации Aerospatiale, самолет получил обозначение Aerospatiale N-500. Все работы по проекту были прекращены в 1971 году.

Летно-технические характеристики СВВП Nord 500:
Масса, кг: пустого самолета - 768, максимальная взлетная - 1300;
Экипаж, чел.: 1;
Размах крыла, м: 6,10;
Длина, м: 6,60;
Высота, м: 3,05;
Тип двигателя: 2 ТВД Allison T-63-A-5A;
Мощность, л. с.: 1 х 318;
Максимальная скорость, км/ч: 350;
Крейсерская скорость, км/ч: 298



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.