Французской зенитно-ракетный комплекс «Crotale»

В 1964 г. ЮАР заключила контракт с французской компанией «Thomson-Houston» (позднее переименованной в «Thomson-CSF») по созданию мобильного всепогодного комплекса противовоздушной обороны, предназначенного для уничтожения целей, летящих на малых и предельно малых высотах. После испытаний, проведенных в 1971 г., первые комплексы, получившие наименование «Cactus», были в течение двух лет поставлены ЮАР.
В 1972 г. комплекс под названием «Crotale» был принят на вооружение французскими ВВС. После принятия на вооружение комплекс неоднократно модернизировался. Первые варианты ЗРК «Crotale» производились под шифром «серия 1000». С 1973 г. в производство поступила «серия 2000», оборудованная системой опознавания госпринадлежности цели и ТВ-камерой.


«Серия 3000», имеющая режим автоматического сопровождения цели с помощью ТВ-камеры, начала выпускаться с 1978 г. и находится на вооружении только ВВС Франции. «Серия 4000» производится с 1983 г. - в этом варианте появилось оборудование радиосвязи, обеспечивающее обмен информацией между пунктами боевого управления на дальности до 10 км и до 3 км между пунктом боевого управления и пусковой установкой. Боевая машина «серии 5000» оснащается дополнительно двумя ракетами «Mistral» (1985 г). Наконец, начиная с 1994 г. начал выпускаться модернизированный вариант комплекса – «Improved Crotale», комплектуемый новой РЛС с фазированной антенной решеткой.

Боевые машины комплекса «Crotale» монтируются на бронированном колесном шасси P4R (колесная формула 4х4), типовой взвод состоит из пункта боевого управления (ACU) и 2-3 пусковых установок. В батарею (дивизион) входит два взвода. Место водителя располагается в передней части машины, рабочее место оператора и все оборудование — по центру, моторный отсек — сзади. Экипаж - 3 человека. Двигатель - карбюраторный Hotchkiss, часть машин поставленных в ОАЭ и Катар, оснащены дизелем Badouin's 6F11 ST.
Трансмиссия - электромеханическая, подвеска - гидропневматическая. В боевом положении пусковая установка вывешивается на трех гидравлических домкратах, два из которых расположены за передними колесами, один - в задней части машины. Машина оборудована системой кондиционирования воздуха. Вес пусковой установки – 14950 кг, пункта боевого управления – 12620 кг.
Комплекс не может вести боевые действия в движении, но после остановки ему требуется менее 5 мин для приведения в боеготовое состояние. После обнаружения и захвата цели на сопровождение ракета может быть запущена через 6,5 с.

Пункт боевого управления осуществляет обзор воздушного пространства, обнаружение цели, опознавание ее государственной принадлежности и распознавание ее типа. Импульсно-доплеровская РЛС обнаружения «Mirador-IV» Е-диапазона монтируется сверху корпуса шасси, имеет скорость вращения антенны 60 об/мин и способна обнаруживать низколетящие цели на дальности 18,5 км, имеющие скорость полета в диапазоне от 35 м/с до 400 м/с и высоту полета - от нескольких десятков до 4500 м.


В состав оборудования пункта боевого управления входят: ЭВМ SN 1050, работающая в режиме реального времени, панель с дисплеями и аппаратура связи, передающая в цифровом коде информацию на пусковые установки. РЛС может обнаруживать до 30 целей с выделением 12 наиболее опасных из них для автоматического сопровождения. Как только цель обнаружена, производится государственное опознавание ее принадлежности: информация, что цель - чужой самолет, отображается на дисплее. Данные о цели с помощью аппаратуры связи передаются на одну из пусковых установок, где имеются боеготовые ракеты.

В комплексах «Crotale» «серий 1000/2000/3000» после совершения марша необходима кабельная стыковка пункта боевого управления и пусковых установок, причем максимальная длина кабеля составляет 800 м. Тем самым время для приведения комплекса в боевое положение составляло значительную величину. Комплексы «серии 4000» оборудованы - аппаратурой радиосвязи LIVH (Liaison Inter Vehicule Hertzienne) и мачтовым устройством. Кроме значительного уменьшения времени приведения комплекса в боевую готовность и увеличения дистанции между пунктом боевого управления и пусковыми установками повысилась его помехозащищенность. Комплекс получил возможность ведения боевой работы без излучения РЛС - с помощью тепловизора, осуществляющего сопровождение цели и ракет как в дневных так и ночных условиях.
На пусковой установке смонтированы моноимпульсная РЛС наведения ракет J-диапазона (12-18 ГГц) с дальней границей зоны обнаружения до 17 км и 4 контейнера для ракет (по два с каждой стороны). РЛС наведения может сопровождать одну цель и наводить на нее одновременно до двух ракет. Ракеты, стартующие с интервалом 2,5 с через 6,5 с после обнаружения цели, захватываются на сопровождение лучом захвата РЛС с шириной диаграммы направленности 1,1° и ИК-системой сопровождения. Дальность действия ИК-системы сопровождения – 14 км. Передатчик команд на борт ракеты работает в I-диапазоне.

Все шасси объединяются с помощью радиолиний в своеобразную сеть, и возможна передача информации на пусковую установку не только с пункта боевого управления, но и с другой пусковой установки.
На пусковом шасси нет боезапаса ракет, поэтому запасные ракеты перевозятся на специальном автомобиле и перезаряжание производится с помощью легкого крана за 2 мин.
Ракета R440 постоянно находится в транспортно-пусковом контейнере. Общий вес ракеты с ТПК составляет 100 кг. Осколочной фугасная боевая часть направленного действия находится в центральной части корпуса ракеты. Поражающий радиус разлета осколков составляет 8 м, а скорость разлета достигает 2,3 км/с. Боевая часть подрывается с помощью ИК неконтактного или дублирующего контактного взрывателя.


С 1985 г. ракета комплекса «Crotale» оснащена модернизированным взрывателем модели FPE фирмы «Thomson-CSF». Твердотопливный двухрежимный ракетный двигатель фирмы «Bayern-chemie protac» обеспечивает тягу 20550Н на стартовом участке траектории в течении 1,75 с и 17550Н - на маршевом в течении 2,3 с при давлении в камере сгорания 120 атм. и 90 атм. соответственно. Масса зарядов – 16,1 кг и 19 кг. Ракета достигает своей максимальной скорости 750 м/с за 2,8 с полета.

Дальность поражения цели с ЭПР 1м2, движущейся с нулевым параметром со скоростью 50 м/c составляет 0,5-10 км, со скоростью 250 м/c – 0,5-9,5 км. Дальность поражения цели при ненулевом параметре и скорости 50 м/с – 0,5-9,7 км, при скорости 250 м/c – 2,0-5,5 км. Максимальная дальность, на которой комплекс «Crotale» может уничтожать цели, имеющие малую радиальную скорость (например, вертолет), составляет 14,6 км. Вероятность поражения цели одной ракетой составляет 0,8 и возрастает до 0,96 при стрельбе по цели двумя ракетами.

В начале 1987 г. испытывалась новая боевая часть для ракеты комплекса «Crotale». В ней использовалась технология пространственно-временной конвергенции для создания области разлета осколков в виде пояса диаметром 40 см, образующегося на дальности 5 - 8 м от цели в зависимости от значения величины промаха ракеты. Боевая часть позволяет пробивать стальную пластину толщиной до 10 мм.
В настоящее время потенциальным покупателям предлагается комплекс «Crotale-NG», имеющий лучшие тактико-технические характеристики и помехозащищенность.
Комплекс поставлялся в Бахрейн, Египет, Ливию, ЮАР, Южную Корею, Пакистан и другие страны.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Crotale»:
Длина боевой машины, м: 6,22;
Ширина боевой машины, м: 2,72;;
Высота боевой машины, м: 1,93;
Клиренс, м: 0,450;
Скорость движения, км/ч: 70;
Запас хода, км: 600;
Высота поражения цели, км: 0,015 – 5;
Дальность действия, км: 0,5-10;
Длина ракеты, мм: 2890;
Диаметр корпуса, мм: 150;
Размах крыльев, мм: 540;
Масса ракеты, кг: 84;
Тип боевой части: осколочная направленного действия;
Масса боевой части, кг: 15;
Максимальная скорость ракеты, м/с 750



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.