Советская десантируемая реактивная система залпового огня М-21В («Град-В»)

Разработки системы М-21В были начаты в середине 1960-х под руководством НПО «Сплав». Разработка боевой машины была поручена Государственному конструкторскому бюро компрессорного машиностроения. Полигонно-войсковые испытания проходили на территории в/ч 33941, в/ч 07264 и Стругокрасненском полигоне. После завершения испытаний, 20 сентября 1967 года приказом Министерства обороны СССР № 0220 система была официально принята на вооружение Советской армии.


Основным предназначением реактивной системы залпового огня М-21В является оснащение подразделений ВДВ. Система М-21В может быть эффективно использована при ведении боевых действий в тылу противника для поражения живой силы, огневых средств и боевой техники противника. Наиболее целесообразной штатной организацией использования системы М-21В является дивизион (в составе 12 боевых и 24 транспортных машин), входящих в состав артиллерийского полка воздушно-десантной дивизии.

При стрельбе могут использоваться боеприпасы РСЗО «Град» и «Град-1». Учитывая, что с помощью иностранных боевых машин RM-70, RM-70/85 и RM-70/85М можно запускать снаряды из состава РСЗО «Град», то возможно предположить, что снаряды для упомянутых иностранных БМ возможно запускать с помощью отечественной БМ БМ-21 и, в частности, БМ БМ-21В.
Основным (штатным) снарядом является осколочно-фугасный снаряд М-21ОФ. Максимальная дальность стрельбы при использовании этого снаряда составляет 20,4 км. Также могут быть запущены снаряды нового поколения с увеличенной дальностью полета.

В состав реактивной системы М-21В входят:
— боевая машина БМ-21В (9П125);
— неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ;
— транспортная машина 9Ф37В

Боевая машина БМ-21В реактивной системы залпового огня М-21В представляет собой облегченную версию БМ-21. Первоначально в качестве базы использовался грузовой армейский автомобиль ГАЗ-66-02 (ГАЗ-66А). Отличающийся от ГАЗ-66 наличием лебедки и системы регулирования давления в шинах. Позднее, оборудование размещалось на базе автомобиля ГАЗ-66Б с брезентовой складной кабиной. На грузовой платформе автомобиля установлен станок с пакетом из 12 направляющих. В задней части платформы находятся два амортизатора, для поглощения отдачи при ведении огня.


Заряжание машины производится в ручную, либо с грунта, либо из транспортной машины 9Ф37В. Пуск может осуществляться как одиночными выстрелами, так и залпом с выносного пульта 9В366. Для ведения боевых действий ночью, имеется прибор ночного видения ПНВ-57. Наведение пакета осуществляется с использованием прицела 9Ш118, а также панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Механизмы наведения ручные. Станок может наводиться в горизонтальной плоскости без перестановки шасси в диапазоне углов от -70° до +70°, а в вертикальной — от +15° до +54° в горизонтальном секторе до ±30° и от 0° до 54° в горизонтальном секторе свыше ±30°.

Для боевой машины учтены специфические требования, предъявляемые к боевой технике воздушно-десантных войск — повышенная надежность, компактность и малый вес.
Для десантирования используется парашютная система МКС5-128М, при этом машина размещается на специальной платформе ПП-128-5000. В целях уменьшения высоты машины при транспортировке в самолете Ан-12, артиллерийская часть складывается, а брезентовая крыша снимается. Авиатранспортировка к месту десантирования может осуществляться и самолетами типа Ан-22 или Ил-76, при этом ограничения по высоте машины уже не существенны.
Радиосвязь машины осуществляется через радиостанцию Р-123М.
Для перевозки боеприпасов, используется транспортная машина 9Ф37В с комплектом стеллажей, выполненная также на базе ГАЗ-66Б. Машина 9В37В тоже может десантироваться на платформе ПП-128-5000 с использованием парашютной системы МКС5-128М. Для ведения ночных боевых действий машина оснащается прибором ночного видения ПНВ-57В. Радиосвязь обеспечивается с помощью радиостанции Р-105М с дополнительной антенной от радиостанции Р-123.

Система М-21В создавалась для ВДВ в качестве замены буксируемых систем РПУ-14. При сравнении с РПУ-14 система М-12В имеет более чем в два раза большую дальность (20 км против 9,8 км), повышенное в 1,5 раза осколочное действие основного снаряда М-21ОФ и возможность десантирования в заряженном состоянии, что повышает маневренность и уменьшает время приведения в боевую готовность.


Тактико-технические характеристики боевая машина БМ-21В:
Колесная формула: 4х4
Расчет БМ, чел.: 2;
Масса без снарядов и расчета, кг: не более 5200;
Масса в боевом положении, кг: не более 6000;
Грузоподъемность: 2000 кг
Длина в походном положении, мм: 5655;
Ширина в походном положении, мм: 2400;
Высота в походном положении, мм: 2440;
Клиренс, мм: 315;
Количество направляющих: 12;
Дальность стрельбы минимальная, м: 5000;
Дальность стрельбы максимальная, м: 20100;
Максимальный угол возвышения, град: 54;
Прицел: 9Ш118, ПГ-1М, К-1;
Перевод системы из походного положения в боевое, мин.: не более 3,5;
Время залпа, с: 6;
Время срочного оставления огневой позиции после залпа, мин.: не более 3,5;
Тип двигателя: ЗМЗ-66;
Мощность двигателя, л. с.: 115;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 85


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.