Речной артиллерийский катер «Шмель» проекта 1204

Речные артиллерийские катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» (кодовое обозначение НАТО — «Shmel Class River Gunboat»), предназначались для решения задач несения дозорной службы на реках и озерах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных мелководных районах морей.


5 марта 1965 года ВМФ СССР и Министерство судостроительной промышленности СССР приняли совместное решение, утвердив тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование речного артиллерийского катера проекта 1204. При этом все находящиеся в строю бронекатера (БКА) стали классифицироваться как артиллерийские катера (АКА). Проектирование нового артиллерийского катера было поручено ЦМКБ «Алмаз», а конструктором был назначен Юлий Юльевич Бенуа. Технический проект артиллерийского катера «Шмель» был утвержден в конце 1965 года, а в 1966 году после смерти Ю. Ю. Бенуа дальнейшую работу по артиллерийскому катеру проекта 1204 продолжил конструктор Леонид Васильевич Озимов.

В 1967 году в Керчи (ССЗ «Залив») после постройки головного катера было развернуто крупносерийное производство артиллерийских катеров «Шмель» проекта 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и Ленинграде. Всего с 1967 по 1974 гг. на трех заводах было построено 118 артиллерийских катеров проекта 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР, а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.
Стальной корпус артиллерийского катера проекта 1204 был гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе движителей. Кроме того, был увеличен запас общей прочности корпуса (1,75) и он был разделен водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков.
Главная энергетическая установка была двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении. В качестве главных двигателей использовались дизели типа «М-50Ф» (ресурс до переборки 600 ч.) мощностью 1200 л. с. каждый. Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала в себя два автоматизированных дизель-генератора типа «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт, расположенные в генераторном отделении.

На артиллерийском катере «Шмель» проекта 1204 применялась система дистанционного управления дизельными установками «Орион».
Охлаждение двигателей предусматривалось забортной водой. Однако у артиллерийского катера проекта 1204 на р. Амударье была оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров были сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.
На АКА проекта 1204 разместили навигационные радиолокационные станции «Донец-2», «Лоция» и эхолот «НЭЛ-7». Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).


Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM». Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря закреплены стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу с помощью откидных замков крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем. Срок службы прожектора 6 лет.

Штурманское вооружение артиллерийского катера «Шмель» проекта 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2», предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи этих данных авторулевому «Самшит-АО 13», и магнитного компаса «КТ-М3м».
Средства радиосвязи на артиллерийском катере проекта 1204 были представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».
Все жилые помещения были изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением разместили пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыли специальной вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения были оборудованы искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе установили электроплиту и холодильную камеру.
На артиллерийском катере проекта 1204 запас топлива составляет 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т. Запас провизии на АКА проекта 1204 принимается из расчета на 7 суток автономности. Дальность плавания катера полным ходом составляет 240 миль, при скорости в 10 узлов — 320 миль.
Изначально, на артиллерийском катере «Шмель» проекта 1204 планировали установить 90-мм гладкоствольное орудие Д-62 плавающего танка ПТ-90 (Объект 906), который не был принят на вооружение. Поэтому АКА проекта 1204 получили на вооружение 76-мм танковую пушку «Д-56ТС» в башне от другого легкого плавающего танка ПТ-76Б.

Танковая башня ПТ-76Б из листовой брони имела форму усеченного конуса. В передней части танковой башни расположена прямоугольная амбразура для установки пушки, защищенная при помощи броневой маски с кожухом, и отверстия для болтов крепления рамки пушки, которая имеет щеки с отверстиями под цапфы, на которых крепится пушка.
Слева от амбразуры пушки в рамке имеется отверстие для прицела, защищенное бронировкой, с правой стороны — амбразура для пулемета.
С левой стороны башни вварен бронированный стакан для установки антенного основания. В кормовой части башни вварен бронированный колпак вентилятора. Слева от него просверлено сквозное отверстие под проводку к аппарату ТПУ командира десанта.


Снаружи к броневым листам башни приварены четыре крюка, предназначенных для захвата башни тросами при ее снятии и установке. В крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на шариковой опоре смонтирована вращающаяся командирская башенка, в которой размещены два прибора наблюдения ТНП и прибор наблюдения «ТПКУ-1» («ТПКУ-2») с пятикратным увеличением. Впереди справа от люка имеется отверстие для установки прибора наблюдения «МК-4» заряжающего.

С внутренней стороны к крыше башни приварен горизонтальный поручень для создания удобства работы командиру танка. Шариковая опора башни представляет собой радиально-упорный шарико-подшипник, обоймами которого являются погоны башни. Вращение башни осуществляется вручную или с помощью электропривода «ЭПБ-4».
76-мм пушка Д-56ТС имела дульный тормоз, эжекционную продувку канала ствола и двухплоскостной стабилизатор вооружения СТП-2П «Заря». Также в системе электроспуска пушки Д-56ТС устанавливались предохранители от преждевременного выстрела при не вполне закрытом затворе или при полностью закрытом затворе и специальный прибор автоблокировки, входивший в комплект системы стабилизации. Темп стрельбы из пушки Д-56ТС достигал 10 выстр./мин, прицельная скорострельность — 7 выстр./мин.
Управление артиллерийским огнем осуществлялось наводчиком с помощью телескопического шарнирного прицела «ТШК-2-66», бокового уровня и угломерного круга на погоне башни. Наведение пушки Д-56ТС на цель осуществляется вращением рукоятки маховика вертикального наведения и поворотом башни с помощью ручного или электрического привода, а при включенном стабилизаторе — с помощью пульта управления.

Целеуказание наводчик получал из боевой рубки от командира катера по внутрикорабельной связи. В качестве дополнительного вооружения в танковой башне от ПТ-76Б имелся спаренный с пушкой 7,62-мм танковый пулемет СГМТ (станковый модернизированный пулемет обр.1943 г. конструкции Горюнова, танковый).
Барбет носовой башни ПТ-76Б часто использовался при буксировке АКА пр. 1204, поскольку при обычном креплении буксирный конец вырывал якорный шпиль из палубы катера из-за недопустимой скорости буксировки.


По аналогии с вооружением БКА проекта 1124 и 1125 реактивными установками «М-8-М» и «М-13-М», на артиллерийском катере «Шмель» проекта 1204 установили реактивную пусковую установку БМ-14-17 (Индекс ГРАУ 8У36) с 17-ю направляющими длиной 1100 мм, расположенных в пакете в два яруса. В верхнем ярусе было 9 направляющих, а в нижнем ярусе — 8, закрепленных в люльке, установленной на смонтированной на палубе корабля тумбе. Заряжение и наведение на цель установки БМ-14-17 производилось подъемным и поворотным механизмами, имеющими ручной привод с палубы. Однако прицельная стрельба по береговым целям могла вестись только с неподвижного катера при отсутствии качки. Боекомплект для установки БМ-14-17 состоял из 34 осколочно-фугасных неуправляемых турбореактивных снарядов «М-14-ОФ», расположенных в кранцах по бортам на верхней палубе.

При проектировании артиллерийского катера «Шмель» проекта 1204 также предусматривалось его оснащение двумя установками противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9К11 «Малютка» (боезапас 4 ПТУР), расположенными побортно в районе 7-8 шп. с пультом управления на ходовом мостике. Однако, ПТРК «Малютка» имел ручную систему управления: оператор через оптический прицел следил за ракетой и вручную управлял ею по проводам. Подобная прицельная стрельба из ПТРК при движении катера, а тем более при волнении, была невозможна. В результате стабилизации прицела ПТРК не удалось достичь и от него отказались.
По аналогичной причине отказались от возможности размещения 120-мм миномета в районе палубы (30 шпация) от ходовой рубки до ЗПУ 2М-6.
В качестве средства ПВО и самообороны в кормовой части артиллерийского катера была размещена одна 14,5-мм ЗПУ 2М-6, которая ранее устанавливалась и на БКА проекта 191М и 192. Следует отметить, что при закрепленных на палубе катера минах стрельба из ЗПУ 2М-6 исключалась.
Для постановки мин в корме катера устанавливались скаты и минные рельсы, на которых могли размещаться до 10 малых морских якорных гальваноударных мин типа «ЯМ» (1943 г.) или до 4 малых донных мин типа «ИГДМ-500» (1957 г.).

У артиллерийских катеров «Шмель» проекта 1204 были забронированы следующие участки: ходовая рубка (стенки 10 мм, крыша 4 мм), борта (броневой пояс толщиной 8 мм от 26 до 46 шп.) и палуба в районе моторного отделения и поста управления двигателями (4 мм), танковая башня от ПТ-76Б (лоб 16 мм, стенки 16 мм, крыша 16 мм), барбет башни, где размещался боезапас (16 мм), ЗПУ 2М-6 (7+7 мм), барбет ЗПУ (16 мм) и переборка на 26 шп. (4 мм).


В процессе эксплуатации в состав вооружения артиллерийских катеров проекта 1204 вносились изменения: ЗПУ 2М-6 заменили на 25-мм АУ 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за ходовой рубкой соорудили каземат с бойницами для четырех 30-мм гранатометов БП-30. Также зенитное вооружение катера дополнили двумя ПЗРК «Стрела-2М» (боекоплект 8 ЗР). При этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77 т. На некоторых катерах проекта 1204 были установлены крепления для размещения МРГ-1.

Тактико-технические характеристики артиллерийских катеров проекта 1204:
Водоизмещение, т: 77;
Габаритные размеры, м: длина - 27,4, ширина - 4,32, высота – 2, осадка – 1;
Бронирование, мм; 4 - 16;
Двигатель: 2 х ДД М-50Ф;
Мощность, л.с.: 2 х 1200;
Движитель: 2 х ВФШ;
Скорость хода, уз.: полная – 24, экономическая – 10;
Дальность плавания, миль: 320 (10 уз.), 240 (20 уз.);
Автономность плавания, суток: 7;
Экипаж, чел.: 14 (1 офицер);
Навигационное вооружение: НРЛС «Донец-2»;
Вооружение: 1 х 76-мм пушка Д-56ТС, 1 х 7,62-мм пулемет СГМТ, 1 х 17 140-мм ПУ НУРС БМ-14-17 (34 НУРС);
Зенитная артиллерия: 1 х 2 25-мм АУ 2М-3М;
Ракетное вооружение: 2 х 1 ПЗРК «Стрела-2М» (8 ЗУР);
Минно-торпедное вооружение: до 4 мин ИГДМ


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.