Дискообразный аппарат вертикального взлета и посадки VZ-9 «Avrocar»

Канадская фирма «Avro Aircraft Limited» под руководством Джона Фроста с 1955 г. начала проводить исследования реактивного вертикально взлетающего аппарата с круглым дискообразным корпусом и устройством для образования воздушной подушки при взлете.
Разработка и испытания летательного аппарата велись в обстановке большой секретности, поэтому по нему публиковалась крайне ограниченная информация.


В 1959 г. по объединенному контракту армии и ВВС США была завершена постройка экспериментального аппарата вертикального взлета и посадки с дискообразным корпусом, получившего официальное обозначение VZ-9 и название «Avrocar» и более известного под названием «Flying Saucer» (летающая тарелка). Первые испытания на привязи аппарат VZ-9 начал проходить 5 декабря 1959 г., совершая непродолжительные полеты, и вскоре был передан для испытаний на базу ВВС им. Эдвардса. Первый взлет с переходом к горизонтальному полету был совершен 17 мая 1961 г.

Принципиальным отличием экспериментального летательного аппарата VZ-9 «Avrocar» было то, что он мог не только летать подобно самолету на большой высоте, но и передвигаться вблизи земли на воздушной подушке. Аппарат VZ-9 имел круглый дискообразный корпус, в центре которого был установлен вентилятор. Всасываемый им воздух по системе каналов направлялся к одноконтурному кольцевому соплу, проходящему по периферии аппарата.
Подъемная сила при висении или движении летательного аппарата VZ-9 «Avrocar» вблизи земли создавалась, во-первых, благодаря воздушной подушке, образующейся при истечении воздуха из кольцевого сопла, а во-вторых, в результате действия так называемого эффекта Коанда, который обычно проявляется при истечении воздуха из сопла над профилированной поверхностью: создаваемое разрежение приводит к появлению подъемной силы.

В летательном аппарате VZ-9 «Avrocar» при протекании воздуха через сопло вследствие эжекции производилось отсасывание воздуха с верхней поверхности корпуса аппарата, что приводило к разрежению на ней и созданию дополнительной подъемной силы. Воздух эжектировался через кольцевую щель на верхней поверхности корпуса аппарата. Центральный вентилятор диаметром 1,52 м имел привод от тихоходной турбины, приводимой во вращение потоком газов, вытекающим из сопл трех турбо реактивных двигателей (ТРД) Continental J69-T9 с тягой по 420 кгс или эквивалентной мощностью по 1000 э. л .с. Для создания горизонтальной силы тяги кольцевая воздушная завеса может отклоняться с помощью поворотных рулей в кольцевом сопле.
Переход летательного аппарата VZ-9 «Avrocar» от движения на воздушной подушке над землей к свободному полету происходил следующим образом: аппарат VZ-9 разгонялся над землей на воздушной подушке до такой скорости, что его дискообразный корпус создавал подъемную силу, достаточную для поддержания в воздухе, а затем и для его подъема. При этом кольцевая струя, свертываясь, превращалась в плоскую пелену, а вытекающий из кольцевого сопла воздух создавал горизонтальную тягу.


Построенный экспериментальный летательный аппарат VZ-9 «Avrocar» предназначался для полетов с дозвуковой скоростью, поэтому он имел закругленный носок круглого крыла и кольцевой воздухозаборник по периметру крыла для входа эжектируемого потока воздуха. Круглый дискообразный корпус диаметром 5,5 м имел эллиптический профиль с относительной толщиной 20% и кривизной 2%. Характеристики VZ-9 не были опубликованы, хотя указывалось, что он может иметь максимальную скорость 480 км/ч.
Последние проведенные испытания летательного аппарата VZ-9 «Avrocar» показали, что он не обладает достаточной устойчивостью, кроме того, постоянно возникавшие неполадки в работе его силовой установки и системы управления послужили причиной прекращения его испытаний, несмотря на разрекламированные перспективы его применения.
Вероятно, необычайная форма вертикально взлетающего аппарата с круглым дискообразным корпусом и отсутствие официальных сведений об испытаниях, проводившихся в 1961 - 1962 гг., вызвали в этот период интенсивные публикации о полетах неопознанных летающих объектов.
В 1962 г. разработка VZ-9 «Avrocar» была прекращена.

Летно-технические характеристики VZ-9 «Avrocar»:
Диаметр диска, м: 5,50;
Высота, м: 1,07;
Площадь крыла, м2; 23,60;
Масса, кг: пустого – 1361, нормальная взлетная - 2522;
Двигатель: 3 x ТРД Continental J69-T9$
Максимальная скорость (расчет.), км/ч: 480;
Реальная скорость, км/ч: 56;
Практическая дальность (расчет.), км: 1061;
Дальность, км: 127;
Практический потолок (расчет.), м: 3048;
Высота полета, м: 0,91;
Экипаж, чел: 2+1



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.