Погружающийся катер-носитель водолазов
«Тритон-НН» проекта 21310

«Тритон-НН» — погружающийся катер-носитель водолазов проекта 21310. Является синтезом скоростного катера с подводным аппаратом. Головным разработчиком является ЦКБ «Лазурит».
По информации А. Ю. Беркова, являвшегося наблюдающим в ходе опытно-конструкторских работ, катер способен двигаться как в надводном положении, глиссируя по поверхности воды, так и под водой. Основная схема использования — «берег — берег». По его утверждению, в этом проекте впервые реализована давно вынашивавшаяся идея комплексированного РЭВ ПСД (радиоэлектронного вооружения подводного средства движения), содержащего средства навигации и гидроакустики НГАК (научный гидро-акустический комплекс) «Море-НН», «Кубист-96» и «Щавельник». В НГАК входят современные средства навигации — космическая навигационная система, бесплатформенная инерциальная система, бортовая вычислительная система, доплеровский гидроакустический лаг и цифровая карта.


В погружающемся катере, кроме нового перспективного оборудования, разработаны и использованы оригинальные компоновка и транспортное и спуско-подъёмное устройство, позволяющее работать с необорудованного берега.
По информации шведского эксперта Йоахима фон Брауна, в надводном положении предусмотрены два режима — скоростной до 30-40 узлов, при котором катер сильно выступает над водой, и полупогружённый скрытный. У катера высокая маневреность благодаря выдвигающимся носовым и кормовым электрическим двигателям, теоретически он способен разворачиваться на месте.

Разработка была начата в 1988 году, но после роспуска СССР в Беловежской пуще проект был заморожен. В 2000 году Владимир Путин возобновил финансирование оборонных проектов.
В двухтысячных по этому проекту проводились опытно-конструкторские работы. В декабре 2008 году были проведены государственные испытания опытного образца.
На катере установлена гидроакустическая станция «Припять-ДМ», предназначенная для обнаружения навигационных препятствий и малоразмерных подводных объектов по курсу движения носителя.
Гидроакустическая станция «Припять-ДМ» разработана применительно к размещению на изделии «Тритон-НН», однако станцию можно размещать на других обитаемых подводных аппаратах «мокрого» и «сухого» типов.


ТТХ гидроакустической станции «Припять-ДМ»:
дальность действия — 250 м;
сектор одновременного обзора — 40 град. x 10 град.;
измерение глубины под килем — до 300 м;
обеспечение выхода носителя на гидроакустический маяк-ответчик типа МГВ-3М с дистанцией — до 2 км
обеспечение привода водолазов на носитель с дистанции — до 2 км;
масса станции — не более 43 кг;
может эксплуатироваться в воде с рабочей глубиной погружения — до 50 м.

По непроверенным сведениям шведской прессы, в 2009—2010 годах подобный катер был поставлен в части подводного спецназа ДКБФ, включая базирующиеся в Калининграде. Во время выполнения секретного задания в районе Стокгольмского архипелага нештатная ситуация на его борту вынудила экипаж произвести 16 октября 2014 года радиообмен, который был перехвачен шведскими ведомствами, что привело к проведению поисковых работ шведскими вооружёнными силами.



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.