Спецназ русской императорский армии - Егеря

Егеря представляли в русской армии легкую пехоту. Впервые этот род войск встречается в 1674 году в бранденбургской армии, где так называли отличных стрелков. Слово происходит от немецкого «Jager» – охотник, стрелок. Егерские соединения имели для русской армии очень большое значение: поскольку огнестрельное оружие было далеко не совершенным, войско нуждалось в метких стрелках.
В России первые егеря появились при П. А. Румянцеве. Заметив во время битвы под Кольбергом в 1761 году в период семилетней войны (1756-1763) пользу егерских соединений прусской армии, Румянцев сформировал из охотников особый батальон. Хотя он и не назывался егерским, но по своей деятельности вполне ему соответствовал. Этот батальон был разделен на 5 рот по 100 человек в каждой. Снаряжение было облегченное: вместо шпаги в портупеи были вложены штыки, гренадерские сумки были заменены мушкетерскими (которые были менее тяжелыми) и т.д.


Для действий надо было выбирать места «наиудобнейшия и авантажнейшия, в лесах, деревнях, на пасах»; «в амбускадах (засадах) тихо лежать и молчание хранить, имея всегда перед собой патрули пешие, впереди и по сторонам». В тактическом отношении егеря должны были поддерживать легкую конницу.
Первый егерский отряд был создан в 1763 году графом Паниным, командовавшим Финляндской дивизией. Он состоял из 300 человек. Именно в Финляндии, «где положение земли такого существа, что в случае военных операций совсем невозможно на ней преимуществами кавалерийско-лёгких войск пользоваться, но требует она необходимо лёгкой и способнейшей пехоты», этот отряд принес такую пользу, что в 1765 году по докладу военной коллегии было приказано сформировать при 25 пехотных полках Финляндской, Лифляндской, Эстляндской и Смоленской по 1 егерской команде из 1 офицера, 4 унтер-офицеров, 1 барабанщика и 60 рядовых.

В 1769 году егерские команды были учреждены и при остальных пехотных полках, а в 1770 году и при полках лейб-гвардии Семеновском и Измайловском. В 1775 году впервые были учреждены 2 егерских батальона: 1-й и 2-й Сибирские. Из бывших егерских команд вскоре начинают формироваться отдельные егерские батальоны. В 1785 году все егерские батальоны кроме Сибирских были упразднены, а из их числа были сформированы 6 егерских корпусов: Кавказский, Таврический, Бугский, Белорусский, Финляндский, Лифляндский.


При вступлении на престол Александра I в России был лейб-гвардии егерский батальон и 19 егерских полков. В 1802 году полки были приведены в трехбатальонный состав, по 4 роты в каждом батальоне. В 1812 году в русской армии было 2 гвардейских и 50 армейских егерских полков. Все армейские полки назывались по номерам.

В бою егеря действовали рассыпным строем, отличались меткой стрельбой. Один из участников сражения под Смоленском, майор французской артиллерии художник Фабер дю Фор отмечал выдающуюся храбрость и мужество неизвестного русского унтер-офицера егерского полка: «Среди вражеских стрелков, засевших в садах на правом берегу Днепра, один в особенности выделялся своей отвагой и стойкостью. Поместившийся как раз против нас, на самом берегу за ивами и которого мы не могли заставить молчать ни сосредоточенным против него ружейным огнем, ни даже действием одного специально против него назначенного орудия, разбившего все деревья, из-за которых он действовал, он все не унимался и замолчал только к ночи. А когда на другой день на переходе на правый берег мы заглянули из любопытства на эту достопамятную позицию русского стрелка, то в груде искалеченных и расщепленных деревьев увидали распростертого ниц и убитого ядром нашего противника унтер-офицера егерского полка, мужественно павшего здесь на своем посту».
9 ноября 1796 года из егерских команд в составе Семеновского и Измайловского лейб-гвардии полков, а также из егерской роты гатчинских войск был образован лейб-гвардии егерский батальон. Первым командиром егерского батальона был А. М. Рачинский, а в 1800 году его место занял П.И. Багратион. Боевым крещением егерей было сражение при Аустерлице. В мае 1806 г. батальон удвоился в своем составе и стал именоваться лейб-гвардии Егерским полков. Беннигсен, донося Государю о деле при с. Ломиттене, писал: «Лейб-гвардии Егерский полк действовал столь отлично, что обратил на себя удивление всей армии».

В 1812 году лейб-гвардии Егерский полк состоял в 1-й Западной армии, в гвардейской пехотной дивизии. Командиром полка назначен полковник К. И. Бистром. Полк отметился героической обороной Смоленска 5 августа 1812 года.
Во время Бородинского сражения егеря охраняли мост через р. Колочу и с. Бородино. 26 августа на рассвете французы внезапно атаковали егерей. За мост разгорелся ожесточенный бой, в котором егеря выказали чудеса храбрости. Один молодой егерь, бросившись в толпу французов, выхватил офицера и прямо из боя понес его к главнокомандующему: Кутузов сразу же пожаловал ему Георгиевский крест. Бой вырвал из рядов полка 27 офицеров и 693 нижних чина. Командир 2-го батальона Б. Рихтер за проявленное мужество получил орден св. Георгия 4-го класса. В сражении под Красным лейб-егеря пленили 31 офицера, 700 нижних чинов, захватили два знамя и девять пушек. Преследуя неприятеля, захватили еще 15 офицеров, 100 нижних чинов и три пушки. За эту операцию К.И. Бистром получил орден св. Георгия 4-го класса.
Полк имел следующие знаки отличия: серебряные трубы с надписью «За отличие, оказанное в сражении при Кульме 18 августа 1813 г.», Георгиевские знамена с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 г.».


Во время Отечественной войны 1812 года оба действующих батальона 1-го Егерского полка состояли в 1-й Западной армии, 4-м корпусе генерал-лейтенанта А. И. Остермана-Толстого, в 11-й пехотной дивизии. Запасной батальон был отправлен в корпус генерал-лейтенанта П. Х. Витгенштейна. Командовал полком полковник М. И. Карпенков.
Впервые 1-й Егерский полк проявил себя в контратаке против 13-й дивизии Дельвона, потеснившей гвардейских егерей и захватившей мост через р. Колочу. В результате сплоченной деятельности егерей дивизия Лельзона была полностью разгромлена, после чего противник более не отважился действовать против правого крыла наших войск и ограничился лишь перестрелкой. М. И. Карпенков, находившийся во главе полка, во время удержания переправы через Колочу был сильно контужен. За проявленное геройство он был произведен в генерал-майоры.

Полк также сражался под Тарутином, гнал неприятеля до Вязьмы, освобождал Дорогобуж, одержал победу у Соловьевой переправы. В период заграничных походов участвовал во многих сражениях. В марте 1814 года вступил в Париж. За военные действия 1812 - 1814 годов полку были пожалованы знаки на кивера с надписью «За отличие» и звание гренадерского.
В следующую эпоху правления Николая I заслуги егерей не были забыты. Сам император благоволил егерским полкам, особенно лейб-гвардии Егерскому полку. На собственные средства он построил для егерей полковой храм во имя святого мученика Мирония в Петербурге. Проект храма был предложен А.К. Тоном, и в 1849—1854 гг. в память о победе соединённых сил русской и прусской армий над Наполеоном под Кульмом 17 августа 1813 года был построен этот храм – в день памяти святого Мирония. (Церковь была закрыта в марте 1930 года и взорвана в 1934 году. Сейчас на этом месте пустырь и автомойка.)



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.