Пограничные ледоколы проекта 97П

В конце 1960-х гг. у командования ВМФ и Пограничных войск КГБ СССР появился интерес к вооруженным ледоколам. Это было связано с необходимостью контролировать экономические зоны, расположенные в районах со сложной ледовой обстановкой. Помимо этого, требовалось обеспечить надзор у кромки плавучих льдов в арктических водах СССР, где периодически «случайно» стали появляться ледоколы США и Канады. Посылать для их вытеснения боевые корабли было невозможно, равно как и отвлекать на это линейные ледоколы, обслуживающие Северный морской путь (да и постоянного вооружения последние не несли).


В силу этих обстоятельств принимается решение о постройке серии вооруженных ледоколов – пограничных сторожевых кораблей (ПСКР). Для упрощения задачи новый корабль решили разработать на основе ледокола проекта 97. Как отмечают в своем исследовании «Военно-морской флот СССР 1945-1991» В. П. Кузин и В. И. Никольский, «…при создании ледоколов наибольшей проблемой является выбор удачного теоретического чертежа и мощности ГЭУ при заданном водоизмещении. Огромную роль здесь играет практический опыт. Все это приводит к большому консерватизму при проектировании ледоколов, и он вполне оправдан. Вот поэтому принятие проверенного уже в эксплуатации ледокола в качестве прототипа нового ПСКР и было вполне оправдано».
Технический проект разрабатывался ЦКБ «Айсберг» и был завершен в 1970 г. Главным конструктором на стадии технического проекта являлся А. Н. Василевский, а в дальнейшем – Б. А. Олигер.

По архитектурному типу – это корабль с удлиненным полубаком. Корпус разделен главными поперечными переборками на семь отсеков, непотопляемость обеспечивается при затоплении одного или двух смежных отсеков. Двухвальная главная энергетическая установка дает возможность получить ледопроходимость до 70 см. Как и на большинстве ледоколов, реализован принцип электродвижения: три главных дизеля 13Д100 работают на электрогенераторы, а два главных электродвигателя (с безредукторной передачей) – на гребные винты. Для обеспечения электроэнергией корабельных потребителей служат пять вспомогательных дизель-генераторов 6Ч2Б/34.


Пограничные сторожевые корабли (ПСКР) проекта 97П отличается от прототипа отсутствием носового винта, увеличенной максимальной длиной, более развитой надстройкой (из-за роста численности экипажа), выполненной из алюминиево-магниевых сплавов (для уменьшения веса). Чтобы использовать вертолет Ка-25ПС, предусматривались создание взлетно- посадочной площадки (на некоторых кораблях с раздвижным укрытием) и возможность хранения небольшого запаса авиатоплива. Полное водоизмещение корабля увеличилось по сравнению с прототипом на 800 т. В процессе строительства и модернизационных работ корабли внешне немного изменялись – менялись высота трубы и местоположение 30-мм автоматов, на некоторых из них отказались от РЛС «Вымпел».

Для снижения бортовой качки установили две успокоительные цистерны. Однако до конца эту проблему решить так и не удалось. Качка на открытой воде изматывает личный состав и затрудняет использование вертолета. Из-за этого представители проекта 97П получили у моряков прозвище «бабуины». Еще одним недостатком ПСКР была их сравнительно малая скорость для этого класса кораблей – 15,4 уз.
В 1973 – 1981 гг. заказчикам сдавалось по одному кораблю в год. «Иван Сусанин» и «Руслан» построили в качестве патрульных ледоколов для ВМФ (вооружение с них впоследствии сняли), остальные корабли – как пограничные сторожевые корабли для морских частей пограничных войск КГБ СССР. Оба варианта проекта практически не отличались друг от друга.


Корабли проекта 97П:
— ПСКР «Иван Сусанин» - вступил в строй 31 декабря 1973 г. Входит в состав Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота. В состав пограничных войск не входил, строился сразу для ВМФ, без вооружения. В 1979 г. участвовал во встрече атомной ПЛ «К-320» которая совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский. Обеспечивал поход атомной ПЛ ТОФ «К-212» подо льдами Чукотского моря.

— ПСКР «Айсберг» - вступил в строй 6 февраля 1975 г. Вскоре совместно с пограничным сторожевым кораблем «Сахалин» (проект 745П) перешел Северным морским путем на Дальний восток, вошел в состав 1-ой дивизии ПСКР с местом базирования Петропавловск-Камчатский. ПСКР неоднократно выходил на задержание судов нарушителей и браконьеров. Кроме этого корабль участвовал и в спасательных операциях:
05.03.1977 г. - в условиях шторма спас 28 моряков с траулера «Свободный» и 8 моряков с траулера «Тымовск» которые идя на боте к траулеру «Свободный» перевернулись. Всех моряков спасать пришлось с помощью вертолета.
В марте 1978 г. оказал помощь морякам дезель-теплохода «Волочаевск» терпящему бедствие в проливе Литке.
23 июнь 1983 г. оказывал помощь в спасении моряков с атомной ПЛ «К-429» затонувшей в бухте Сараная.
В октябре 1984 г. спасал моряков с затертого льдами траулера «Заветный».
В 2006 г. исключен из состава МЧПВ России.

— ПСКР «Руслан» - вступил в строй 25 сентября 1975 г. Входит в состав Краснознаменного Северного флота как патрульный ледокол. В 2002 г. прошел капитальный ремонт.

— ПСКР «Имени XXV съезда КПСС», с 11.04.92 г. «Анадырь» (при закладке именовался «Днепр») - вступил в строй 30 сентября 1976 г. Вскоре перешел Северным морским путем на Дальний восток, вошел в состав 1-ой дивизии ПСКР с местом базирования Петропавловск-Камчатский.
В 1997 - 2001 г. г. входил в состав отдельного Магаданского дивизиона пограничных сторожевых кораблей. Участвовал в патрульной службе у берегов Дальнего Востока, досматривал суда нарушители. Участвовал в выдворении за пределы территориальных вод СССР знаменитого судна ГРИНПИС «Рейнбоу Уорриор». Так же принимал участие в поиске места падения Южнокорейского «Боинга-747».


24.10.2000 г. на борту ПСКРа случился сильный пожар, который уничтожил все имеющиеся средства связи, а так же выгорело множество и других помещений. Экипаж смог справится с огнем и своим ходом прибыл в порт приписки.
С 2001 по 2003 г. корабль был в ремонте, но он был не качественный и после непродолжительной службы 915 суток) корабль опять встал на двухгодичный ремонт.
После его окончания корабль вновь вошел в состав МЧПВ России.

— ПСКР «Дунай» - вступил в строй 30 декабря 1977 г. Вскоре перешел Северным морским путем на Дальний восток, вошел в состав 1-ой дивизии ПСКР с местом базирования Петропавловск-Камчатский. Участвовал в спасении пилотов американского патрульного самолета «Орион» упавшего в Берингово море в 1978 г. Так же участвовал во множестве других операциях по задержанию браконьерских судов.

— ПСКР «Нева» - вступил в строй 29 декабря 1978 г. Вскоре попытался перейти на Дальний восток, но попытка была неудачной и корабль остался на Севере для несения патрульной службы, ожидая следующего года для перехода. В 1980 г. совместно с двумя ПСКРами 745 проекта перешел Северным морским путем на Дальний восток при этом они так же обеспечивали переход АПЛ «К-223». Местом постоянного базирования стал порт Петропавловск-Камчатский, но в 2000-2002 г. г. корабль временно входил в отдельный Магаданский дивизион ПСКР. За время службы провел много досмотров судов, конфисковал несколько сот тонн незаконно выловленных морепродуктов.

— ПСКР «Волга» - вступил в строй 26 декабря 1980 г. Вскоре перешел Северным морским путем на Дальний восток, вошел в состав 1-ой дивизии ПСКР с местом базирования Петропавловск-Камчатский. На протяжении всех 80-ых годов корабль активно нес службу по охране морских рубежей СССР, участвовал во множестве задержаний браконьерских судов, а так же участвовал и в спасательных операциях. В мае 1990 г. впервые со времен Великой Отечественной войны советский корабль прибыл к берегам США с дружественным визитом в порт Сан-Франциско по поводу 200-летия БОХР США, по этому случаю на корабле установили 2 салютные 45 мм пушки. В 2005-2006 г. г. корабль капитально отремонтировали.


— ПСКР «Имени XXVI съезда КПСС», с 11.04.92 г. «Иртыш», с 9.02.2000 г. «Мурманск» - вступил в строй 25 декабря 1981 г. В 1982 г. перешел к месту постоянного базирования Кувшинская Салма (1 ОБРПСКР). Впервые в истории пограничных войск СССР/России совершил поход к архипелагу Земля Франца Иосифа, установил там пограничный столб. Ходил с дружественным визитом в Исландию.
В 2004 - 2008 г .г. капитально отремонтирован.

Основные технические характеристики ледокола проекта 97П:
Длина максимальная/по KBЛ, м: 70/62;
Ширина максимальная/по KBЛ, м: 18,1/17,5;
Осадка по KBЛ, м: 6,14;
Высота от основной плоскости до клотика мачты, м: 33;
Водоизмещение стандартное/полное, т: 2785/3710;
Мощность энергетической установки, л. с.: 3 х 1800;
Скорость полного хода, уз.: 15,4;
Дальность плавания полным/экономическим ходом, миль: 6000/10700;
Автономность, суток: 50;
Вооружение: 1x2 76-мм артустановка АК-726 с РЛС управления «Турель»; 2x6 30-мм автомата АК-630 с РЛС управления «Вымпел»; 1 вертолет Ка-25ПС на ВПП Авиационные средства (затем Ка-27ПС); РЛС общего обнаружения «Рубка»;
Экипаж, чел.: 123 (в том числе 10 офицеров);
Катера: командирский (проект 1390), рабочий (проект 338П)


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.