Спасательная подводная лодка «Ленок» (проект 940)

20 сентября 1967 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, предусматривавшее строительство спасательной подводной лодки. Полученный опыт государственных испытаний и опытной эксплуатации подводной лодки проекта 666 позволил конструкторам во главе с главный конструктор Б. А. Леонтьевым в 1969 году создать технический проект, минуя эскизную стадию. К 1972 году ЦКБ «Лазурит» разработало рабочие чертежи спасательной подводной лодки (СПЛ) проекта 940 (шифр «Ленок»), а завод имени Ленинского комсомола приступил к ее строительству (главный строитель Л. Д. Пиков).


Головная ПЛ БС-486 (заводской № 194) заложена 22 февраля 1974 г., спущена на воду 7 сентября 1975 г. и сдана ВМФ 21 января 1976 г. Вторую лодку БС-257 (заводской № 195) заложили 23 февраля 1978 г., спустили на воду 27 мая 1979 г. и сдали ВМФ 1 сентября 1979 г.
В течение 1976 - 1978 гг. головная СПЛ проходила опытную эксплуатацию, в результате которой, под руководством и при непосредственном участии специалистов ВМФ и промышленности была проведена работа по прямому назначению всего комплекса.

Основной особенностью спасательных подводных лодок «Ленок» являлось наличие специальных средств, предназначенных для выполнения спасательных и водолазных работ. Это были:
- два носимых подводной лодкой самоходных спасательных снаряда (СПС) проекта 1837, представлявшие собой сверхмалые подводные лодки, предназначенные в первую очередь для эвакуации личного состава аварийной ПЛ путем их приема в снаряд и транспортировки их на СПЛ с глубин до 500 м (водоизмещение – 46 т., глубина погружения – до 500 м., скорость хода – 1,5 -2 узл., экипаж – 3 чел., вместимость – 16 чел., дальность плавания – 16,5 миль);
- водолазное снаряжение для обеспечения работы водолазов на глубинах до 300 м методом длительного их пребывания на глубине;
- комплекс поточно-декомпрессионных камер (ПДК) и отсека длительного пребывания (ОДП), предназначенного для спуска и последовательного вывода 6 пар водолазов с глубин до 200 м по рабочим режимам декомпрессии, а также длительного, до 30 суток, пребывания в ОДП 6 водолазов (акванавтов) в условиях искусственной среды при повышенном давлении (до 30 кг/см2) и проведения, в случае необходимости, лечебной рекомпрессии водолазов и спасенных подводников, а кроме того, спасения «мокрым» способом с последующей декомпрессией 50 подводников с аварийной подводной лодки.

Лодка имела восемь отсеков: I и II отсеки - аккумуляторные; II отсек - ЦП; III - комплекс водолазного оборудования; IV - жилое помещение; V – дизельный; VII – электромоторный; VIII - вспомогательного оборудования.
Комплекс ПДК и ОДП был оборудован на средней палубе IV отсека (на левом борту ОДП, на правом - ПДК, шлюзовая камера устанавливалась вдоль кормовой переборки отсека). Здесь же размещалось оборудование постов управления водолазной службы, поста связи с водолазами, подачи смеси декомпрессии, газоанализа и очистки газовых смесей, обслуживания систем санитарно-бытовых и физиологической обработки.


Поточно-декомпрессионная камера состояла из выходного отсека для входа в лодку и выхода из нее под водой и двух декомпрессионных отсеков для проведения декомпрессии подвергшихся забортному давлению спасаемых подводников и водолазов-спасателей.
Отсек длительного пребывания (включая также жилой и санитарно-бытовой), обеспечивал непрерывное, в течение 30 суток, пребывание в нем 6 акванавтов, периодически выходящих для выполнения водолазных работ.

Шлюзовая камера (ШК) состояла из двух приемо-выходных отсеков (правого и левого борта) и шлюзового отсека (среднего), предназначавшихся для выхода и приема водолазов, акванавтов и спасенных «мокрым» и «сухим» способом подводников при нахождении СПЛ в надводном или подводном положении.
Следует добавить, что если шлюзовая камера позволяла выполнять проведение декомпрессии водолазов и спасаемых подводников, то средний шлюзовой отсек мог обеспечить проведение декомпрессии и лечебной рекомпрессии акванавтов, а приемо-выходной отсек (левого борта) - выход и прием акванавтов.
ПДК, ОДП и ШК были соединены с IV отсеком входными шлюзами диаметром 300 мм, которые при переходе из отсека допускали шлюзование одного человека в положении сидя. Кроме того, предусматривался малый (диаметром 250 мм) шлюз для подачи пищи, воды и для удаления отходов. В трюме IV отсека размещался пост регенерации газовой смеси для ОДП. В этом же отсеке находилось все необходимое оборудование для водолазных и декомпрессионных работ.

Кроме обычных для подводных лодок систем и устройств СПЛ была оборудована специальными системами и устройствами - например, системой воздухоснабжения, газоснабжения и утилизации газовых смесей, устройствами для размыва илистого грунта, подачи ВВД в СПС, для резки и сварки металла.
Для лаговых перемещений и разворотов СПЛ на месте предусматривались два движительных комплекса лаговых перемещений по одному в носовой и кормовой оконечностях с электродвигателем ПГ-103К (50 л. с. при 165 - 420 об./мин).
Имелось также специальное якорное устройство, которое обеспечивало лодке ее постановку, стоянку и снятие с якоря в подводном положении на глубинах места до 500 - 600 м на расстоянии 200-300 м от грунта при наличии течения до 2 уз.


Специальное буксирное устройство обеспечило возможность буксировки в надводном положении аварийной подводной лодки водоизмещением до 400 т. со скоростью хода 6 уз. при волнении моря до 4 баллов.
21 октября 1981 г. в 19 ч 37 мин судно-рефрижератор, выходя из пролива Босфор-Восточный, в Уссурийском заливе столкнулась с нашей подводной лодкой С-178.

Лодка получила пробоину и затонула на глубине 31 метров. 23 октября к спасательным работам подключилась спасательная ПЛ ТОФ (срочно выведенная из ремонта) и в 19 ч 15 мин из I отсека аварийной подводной лодки начался выход через ТА сразу 16 подводников. Шесть из них (наиболее слабых) в сопровождении водолазов перевели в СПЛ. Впоследствии у тех спасенных, в отличие от других, не возникло декомпрессионной болезни.
В связи с успешным использованием в ходе этих работ СПЛ известный советский подводник, бывший командир гвардейской краснознаменной ПЛ С-56 Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Г. И. Щедрин сказал: «Горжусь, что такая сложная операция, как переход под водой из одной подлодки в другую, впервые была проведена в советском Военно-морском Флоте!»
Вторая лодка, дислоцировавшаяся на Северном флоте, не использовалась в подобных операциях, но приняла участие в подъеме судна из экспедиции Витуса Беринга, а также в ходе выполнения глубоководных исследований, нашла на дне один из погибших транспортов конвоя PQ-17.
В настоящее время обе спасательные подводные лодки проекта 940 списаны, первая в 1995 г., вторая в 1999 г.

Тактико-технические характеристики СПЛ проекта 940
Надводное водоизмещение, т: 3900;
Подводное водоизмещение, т: 6840;
Длина, м: 106;
Ширина, м: 9,7;
Тип энергетической установки: 2 маршевых и 2 маневровых дизеля;
Мощность силовой установки, л. с.: 2 х 4000 + 2 х 3500;
Максимальная скорость, уз.: 15;
Максимальная скорость в подводном положении, уз.: 11,5;
Максимальная глубина погружения, м: 300;
Дальность плавания, миль: 5000;
Автономность, суток: 45;
Экипаж (из них офицеров), чел: 94 (17)
Время непрерывного пребывания под водой при проведении спасательных работ, ч: до 60



 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.