Первая сверхмалая подводная лодка ВМС США Х-1

В отличие от ряда других стран мира, командование ВМС США во второй половине ХХ века сделало ставку на развитие атомного подводного флота, а направление создания сверхмалых подводных лодок и вовсе сочло малоперспективным — на вооружение военно-морского спецназа поступило лишь ограниченное количество групповых подводных носителей типа SDV, а сверхмалая подлодка Х-1 так и осталась в единственном экземпляре и была быстро списана.
Сразу же после окончания Второй мировой войны американское Управление стратегических служб (Office of Strategic Services или сокращенно OSS) — предшественник нынешнего Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США — проводило интенсивные испытания доставшихся американцам в качестве трофеев нескольких немецких сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) типа «Зеехунд» (Seehund, в переводе с немецкого «Тюлень»).


Кроме того, американские спецслужбы использовали эти мини-субмарины с целью изучения эффективности и правильной организации системы обороны портов, военно-морских баз и пунктов базирования ВМС США на восточном побережье страны. Экипажи подлодок проводили учебные торпедные атаки — все они оказались, к весьма немалому удивлению командования американских военно-морских сил, успешными, а немецкая СМПЛ типа «Зеехунд» была охарактеризована как «единственный тип сверхмалой подводной лодки, который серьезно строился для германского флота».

В конечном итоге по результатам вышеуказанных опытов командованием американского флота было сделано два главных вывода:
— во-первых, система безопасности портов, военно-морских баз и пунктов базирования ВМС Соединенных Штатов была признана совершенно никуда не годной и требовала радикальной переработки и всемерного совершенствования;
— во-вторых, американские военно-морские специалисты вынуждены были признать, что данный вид военно-морской техники, а именно сверхмалые подводные лодки, имеет чрезвычайно высокий боевой потенциал, вследствие чего требует к себе более пристального внимания и заслуживает принятия на вооружение ВМС США.
При этом надо особо подчеркнуть, что беспокойство в Белом доме существенно возросло после того, как в мае 1948 года американской военной разведкой был опубликован доклад, в котором утверждалось, что их коллеги — советская разведка — захватили на оккупированной территории поверженного Тысячелетнего рейха не менее 18 полностью готовых сверхмалых подводных лодок типа «Зеехунд» и еще 38 мини-субмарин в различной степени готовности. Аналитики Пентагона и эксперты по противолодочной борьбе ВМС США высказывали серьезные опасения насчет того, что Вооруженные силы Советского Союза могут ввести все эти субмарины в строй, создав тем самым серьезную прямую потенциальную угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов. В частности, предполагалось, что советский флот сможет использовать их для выполнения разведывательно-диверсионных действий в отношении американских военно-морских баз и стратегически важных портов.

Дополнительным подтверждением реальности высокой степени потенциальной угрозы со стороны мини-подлодок послужила опытная эксплуатация американцами британской СМПЛ типа «Х» с тактическим номером ХЕ-7 (по другим данным, в аренду ВМС США на некоторое время была сдана СМПЛ ХЕ-9 — обе эти СМПЛ были утилизированы британцами в 1952 году), которая прибыла в американскую ВМБ Норфолк летом 1950 года.
После анализа конструктивных особенностей немецких СМПЛ типа «Зеехунд», а также обобщения результатов опытной эксплуатации данных мини-подлодок силами специальных операций ВМС США и американской военно-морской разведкой командование военно-морских сил США пришло к выводу о необходимости дальнейшего продолжения работ в данной области и создания образца подобного класса уже национальной разработки, который затем подвергнуть всесторонним испытаниям и впоследствии ввести в боевой состав флота.


С этой целью проектным организациям было выдано тактико-техническое задание на проектирование опытной сверхмалой подводной лодки специального назначения, получившей первоначально обозначение SSХ-1, а затем переименованной в Х-1. В обоих случаях подразумевалось, что это опытовая (экспериментальная) подводная лодка, а поскольку она так и не вошла в боевой состав американского флота, аббревиатура USS (United States Ship) к ней никогда официально не применялась.

Заказ на постройку СМПЛ был выдан командованием американских военно-морских сил 31 октября 1952 года, а 8 июня 1954 года первая в истории ВМС США специализированная сверхмалая подводная лодка была заложена на предприятии двигателестроительного подразделения (Engine Division) известной в те годы корпорации «Фэйрчайлд Энджин энд Эрплейн Корпорейшн» (Fairchild Engine and Airplane Corporation), располагавшемся в районе Дир-Парк острова Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк (Deer Park, Long Island, N. Y.). Судя по всему, затем мини-подлодка достраивалась на судоверфи «Якобсон Шипярд Инкорпорейтид» (Jakobson Shipyard Inc.), которая находилась недалеко от района Дир-Парк в местечке Ойстер-Бей (Oyster Bay) на южном побережье залива Ойстер, который, в свою очередь, расположен на северном побережье острова Лонг-Айленд (Ойстер-Бей знаменит тем, что здесь в 1919 году умер 26-й президент США Теодор Рузвельт). При этом в документах данной судоверфи информация по строительному номеру СМПЛ Х-1 отсутствует — можно с уверенностью заявлять, что он ей и не присваивался по причине «непонятности» этого своеобразного заказа.
Через год, 7 сентября 1955 года, сверхмалая подводная лодка Х-1 была спущена на воду в акватории судоверфи «Якобсон Шипярд», а 6 октября того же года она была официально передана заказчику — военно-морским силам Соединенных Штатов — в Нью-Лондоне, штат Коннектикут (New London, Conn.). 7 октября 1955 года СМПЛ Х-1 под командой лейтенанта Кевина Хэнлона (Lt. Kevin Hanlon) приступила к опытной эксплуатации в ВМС США (забегая вперед, отметим, что в боевой состав флота сверхмалая подлодка Х-1, как утверждают американские источники, официально так и не вводилась, оставаясь все время своей службы в опытной эксплуатации). В состав первого экипажа мини-субмарины вошли: коммандер Р. К. Маклин (CDR R. K. MacLean), представитель командования 82-й дивизии подводных лодок (COMSUBDIV 82); лейтенант Кевин Хэнлон — командир СМПЛ; главный старшина-моторист Чарльз Джонс (ENC Charles Jones); старшина 1-го класса — моторист Кеннет Эндрю (EN1 Kenneth Andrew); старшина 3-го класса — моторист Чарльз Аннэбл (EN3 Charles Annable) и старшина 1-го класса — электрик Джек Робертс (EM1 Jack Roberts).

Интересно, что, несмотря на вроде бы высокую секретность работ и предназначение СМПЛ Х-1, ее постройка и испытания отнюдь не были укрыты пеленой секретности, и уже в февральском номере журнала «Популярная механика» (Popular Mechanics) за 1956 год, на странице 124 появилась заметка «ВМС испытывают первую сверхмалую подводную лодку в качестве оружия ближнего боя» (Navy Tests First Midget Submarine As Close-In Weapon), посвященная Х-1 и содержащая вполне приличную ее фотографию. В заметке, кстати, указывалось, что ее постройка осуществлялась «в авиационном ангаре», что подтверждает приведенную выше информацию о том, что ее закладка и постройка велась в цехе в районе Дир-Парка, а достройка и спуск на воду выполнялись затем на верфи «Якобсон Шипярд». Конструкция и эксплуатация.


СМПЛ Х-1 имела штатный экипаж — пять человек во главе с командиром — офицером, плюс к которым, по обнародованным в зарубежной печати данным, на мини-подлодке размещалась спецгруппа в составе четырех или пяти человек — боевые пловцы или водолазы (хотя, надо сказать, даже во время испытаний Х-1 увеличенный до шести человек экипаж и так еле размещался на субмарине, поэтому где там могли разместиться 10 человек, то есть приводимые в зарубежных источниках экипаж и спецгруппа полного состава, да еще и с вооружением и снаряжением — не совсем понятно и вызывает определенные сомнения). Вооружение же на подлодке отсутствовало, исключая личное оружие и боевые средства спецгруппы.

Корпус американской СМПЛ имел хорошо обтекаемую веретенообразную форму и собирался из нескольких секций. Почти на всем протяжении его верхней части была сооружена надстройка, в средней части которой имелась небольшая рубка — ограждение выдвижных устройств, а ближе к носу располагался входной люк и прикрывавшая его конструкция, которая на ходу в надводном положении использовалась в качестве волноотбойного щитка (это хорошо видно на фотографиях). Внизу корпуса был устроен своеобразный «горб», в котором, вероятно, располагался балласт. Кормовое оперение — крестообразное, с вертикальным и горизонтальным двухсекционными рулями и пятилопастным гребным винтом. Носовые горизонтальные рули первоначально на мини-подлодке, судя по всему, отсутствовали. По крайней мере, о них нигде не упоминается и их не видно ни на одной из фотографий первого периода существования СМПЛ Х-1. Однако впоследствии небольшие носовые горизонтальные рули были установлены в носовой части надстройки, перед входным люком на специально добавленной для этой цели конструкции.
Внутри корпус Х-1 конструктивно подразделялся на два отсека, из которых первый был обитаемым — здесь располагались шлюзовая камера (выход на правый борт), экипаж и спецгруппа, а также приборы управления подлодкой, тогда как второй отсек — кормовой — был необитаемым и предназначался для размещения механизмов силовой установки и другого корабельного оборудования. При этом после ремонта и модернизации (об этом — чуть ниже) передняя часть носового отсека при помощи платформы была разделена на два яруса: на нижнем находились шлюзовая камера, а на верхнем — места для отдыха личного состава, аккумуляторная батарея, баллоны сжатого воздуха и кислородные баллоны. В остальной части носового отсека располагались приборы гидроакустической системы и/или эхолота, пульт управления движением СМПЛ и управления работой главной энергоустановки, а также оборудование системы кондиционирования воздуха.

Первоначально мини-субмарина имела комбинированную главную энергоустановку на базе дизельного двигателя, который в надводном положении работал на традиционном дизельном топливе, а в подводном положении использовал двухкомпонентное топливо — обычное и перекись водорода. Примененная на американской мини-подлодке главная энергоустановка представляла собой, таким образом, вариант известного двигателя Вальтера, который был разработан немецким инженером Хельмутом Вальтером (Hellmuth Walter; 26.08.1900–16.12.1980) и достался ВМС США в качестве трофея вместе с немецкой субмариной U-1406 проекта «Тип XVIIB», погруженной 14 сентября 1945 года на борт транспортного судна «Шоумэйкер» (SS Shoemaker; в 1944 году судно совершило рейс в Мурманск в составе союзного конвоя) и на следующий день отправленной в Соединенные Штаты.


В классическом турбинном двигателе Вальтера в качестве энергоносителя и окислителя использовалась концентрированная перекись водорода, которая под воздействием различных катализаторов (например, перманганат натрия или калия) разлагалась с выделением значительного количества теплоты и образованием парогазовой смеси с высоким содержанием кислорода и водяного пара. Парогазовая смесь затем поступала в камеру сгорания, куда также подавалось традиционное жидкое топливо — происходила реакция горения, а образующаяся в результате газовая смесь совершала работу в турбине и приводила в движение гребной винт. Отработанная газовая смесь направлялась в конденсатор — конденсировавшаяся вода и углекислый газ удалялись за борт подлодки.

На американской СМПЛ Х-1 был установлен не турбинный, как на трофейной U-1406, а дизельный двигатель, доработанный для работы под водой с применением перекиси водорода. В этом случае после разложения перекиси водорода полученная парогазовая смесь подавалась в камеру сгорания, куда также подавалось стандартное жидкое топливо. Полученная смесь поступала на входной коллектор дизеля, тогда как полученные в результате обработки выхлопных газов вода и углекислый газ удалялись за борт. Запас перекиси водорода хранился на СМПЛ в специальной мягкой цистерне емкостью 400 галлонов (около 1514 литров), изготовленной из поливинилхлорида и расположенной в носовой оконечности прочного корпуса СМПЛ. Также на корабле были установлены, как уже отмечалось выше, аккумуляторная батарея и питаемый ею резервный электромотор — на случай аварии главной энергоустановки (что весьма не помешало, поскольку в первое время американским специалистам просто никак не удалось наладить нормальную работу ГЭУ).
Однако после того как после цикла испытаний, начатых в феврале 1957 года в акватории Портсмутской военно-морской верфи (Portsmouth Naval Shipyard), на сверхмалой подлодке 20 мая 1957 года произошла серьезная авария, вызванная взрывом запасов перекиси водорода и приведшая к значительным разрушениям носовой части мини-субмарины (лишь чудом удалось избежать человеческих жертв), было принято решение переоборудовать Х-1 под новую главную энергетическую установку. В итоге она стала традиционной — дизель-электрической. Причем позже один из офицеров, принимавших участие в программе испытаний Х-1, отмечал, что «самым важным выводом, сделанным в результате данной экспериментальной программы, стало то, что на боевом корабле ни в коем случае не следует допускать концентрации большого количества нестабильной перекиси водорода».

Командование американских ВМС использовало сверхмалую подводную лодку Х-1 в качестве опытового корабля для изучения возможности использования субмарин данного класса для решения задач противоподводнодиверсионной борьбы. В основном изучалась способность такой подлодки обеспечивать охрану своих военно-морских баз, пунктов базирования флота и портов, а также решать задачи по борьбе с мини-субмаринами противника. Х-1 использовалась также для решения задач учебно-боевой подготовки личного состава диверсионных и противодиверсионных подразделений флота. Впоследствии американские специалисты осуществили ряд испытаний, которые помогли им более точно выявить положительные и отрицательные особенности данного образца военно-морской техники.


2 декабря 1957 года сверхмалая подводная лодка Х-1, серьезно пострадавшая после упомянутого выше взрыва перекиси водорода, была выведена из опытовой эксплуатации ВМС США и поставлена на ремонт и модернизацию — с установкой дизель-электрической главной энергоустановки, а затем и на длительную консервацию в пункте базирования в городе Филадельфия, штат Пенсильвания (Philadelphia, Pennsylvania). Впрочем, уже в декабре 1960 года мини-субмарина была доставлена в Аннаполис, штат Мэриленд (Annapolis, Maryland), где ее вновь ввели в первую линию и передали 6-й дивизии подводных лодок (Submarine Squadron 6). СМПЛ Х-1 была приписана к базе малых плавсредств (Small Craft Facility), организационно входившей в состав командования Северн-Ривер (Severn River Command).

В своей «второй жизни» сверхмалая подводная лодка Х-1 использовалась в экспериментальных целях в районе Чесапикского залива (Chesapeake Bay), где под непосредственным контролем специалистов Военно-морской исследовательской лаборатории (Naval Research Laboratory) с ее участием проводились различные испытания, направленные, в частности, на определение характера изменений морской воды в определенном районе в результате прохождения в нем подводной лодки (оценивались пигментация, мутность и коэффициент поверхностного натяжения воды, а также — в некоторых экспериментах — выполнялся микробиологический анализ проб воды). При этом специалисты данной лаборатории осуществляли наблюдение за эволюциями мини-субмарины со специальной платформы, установленной под пересекающим залив автомобильным мостом (Chesapeake Bay Bridge).
Окончательно СМПЛ Х-1 была выведена из эксплуатации по решению командования военно-морских сил Соединенных Штатов 16 февраля 1973 года, а 26 апреля того же года — передана на баланс Военно-морского исследовательского и конструкторского центра кораблестроения в городе Аннаполис (Naval Ship Research and Development Center). В следующем году, 9 июля, было разрешено включить данную мини-субмарину в состав экспозиции, организованной на территории пункта базирования флота в Норт-Северне, около Аннаполиса, как экспонат исторической направленности.

В конечном счете Х-1 нашла свое последнее пристанище в открытой экспозиции Музея и библиотеки подводных сил ВМС США (Submarine Force Library and Museum), основным экспонатом которого является первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» (USS Nautilus, иногда музей поэтому именуют как Historic Ship Nautilus & Submarine Force Library and Museum). Сверхмалая подлодка была передана музею в апреле 2001 года, и с тех пор находится там в открытой экспозиции. Данный музей располагается в районе американской военно-морской базы Гротон (Groton, штат Коннектикут) в местечке Норт-Северн (North Severn), в его открытой экспозиции есть и еще несколько сверхмалых подводных лодок и групповых подводных носителей.


Тактико-технические характеристики СМПЛ Х-1:
водоизмещение надводное, т: 31,5;
водоизмещение подводное, т: 36,3;
максимальная масса полезной нагрузки, т: 2;
Размеры, м: длина - 15,09; ширина - 2,13; осадка
экипаж, чел. 5 + 4-5 боевых пловцов

Автор: Владимир Щербаков


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.