Японский плавающий танк «Ka-Mi» Type 2

В 1941 г. для поддержки специальных военно-морских десантных отрядов на вооружение приняли плавающий танк «Ka-Mi», созданный «Мицубиси» на основе легкого Type 95 Ha-Go. Название танка образовано из «ка» — «плавающий» и «ми» — от названия фирмы «Мицубиси».
Корпус танка несколько увеличился, получил коробчатую форму с развитыми над гусеничными нишами и спрямленным лобовым листом, а главное — сварную герметизированную конструкцию. Изнутри корпус усиливался уголками. Выхлопную трубу вывели па крышу двигательного отделения и отогнули вверх, дабы предотвратить попадание в нее воды. Емкость двух топливных баков составляла 250 л.


В передней части корпуса устанавливалась механическая коробка передач с дополнительной понижающей передачей, связанная с двигателем карданным валом и обеспечивающая восемь передач вперед и две назад. Механизмами поворота служили бортовые фрикционы. Для доступа к механизмам поворота и одноступенчатым бортовым редукторам служили два лючка в верхнем лобовом листе корпуса.
Ходовая часть включала четыре опорных катка и два поддерживающих ролика на борт, ведущее колесо — переднего расположения. Подвеска выполнялась по «схеме Хара», т. е. опорные катки блокировались по два на балансирах, связанных с коленчатыми рычагами, последние шарнирно соединялись с горизонтальными тягами, идущими к двум горизонтальным цилиндрическими пружинам.

В отличие от базового Type 95 Ha-Go на «Ka-Mi» пружины подвески были убраны внутрь корпуса, а направляющее колесо опущено на землю. Длина опорной поверхности составила 3,38 м. Расширенный подбашенный лист позволял увеличить диаметр погона башни.
В конической башне, выполненной по типу танка «Ке-ни», была установлена 37-мм пушка «Type 1» и спаренный с ней 7,7-мм пулемет «Type 97». Пушка с коробчатой маской крепилась в рамке, что допускало ее перемещение как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Маска прикрывалась щитом, укрепленным на лобовой части башни болтами с пулестойкими головками. Угол возвышения пушки +24°, склонения -20°, поворот по горизонту без поворота башни ±10°.


Противооткатные устройства с гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником укрывались бронекожухом. Пушка снабжалась плечевым упором и телескопическим прицелом. Боекомплект составляли унитарные выстрелы с осколочными и бронебойными снарядами. На двух кронштейнах в задней части башни мог крепится вертлюг для зенитного пулемета «Type 97». По бокам от маски пушки помещались смотровые блоки, в бортах башни и лобовом листе корпуса — смотровые щели, закрытые блоками «триплекс». Имелись лючки для стрельбы из личного оружия экипажа: три в башне и четыре в корпусе.
Кроме башенного люка с двустворчатой крышкой четыре люка были выполнены в крыше корпуса.

Прямоугольный лючок выполнялся и в корме башни. Башня имела щиток, защищающий верхний люк от брызг, над верхним люком-жалюзи моторного отделения устанавливался обтекаемый воздухозаборный короб, защищенный от брызг крышкой с отгибами.
Для придания танку плавучести спереди и сзади крепились металлические понтоны, придававшие корпусу обтекаемую «корабле образную» форму. Это обеспечивало танку хорошую мореходность и остойчивость даже при заметной качке. Объем переднего понтона, разделенного на шесть секций, составлял 6,2 м3, заднего (пять секций) — 2,9 м3. Форма понтонов и наклонная крыша корпуса обеспечивали на плаву наклон нижних ветвей гусениц без заметного дифферента самой машины на корму. Этот наклон облегчал выход танка на берег, хотя для этого все же требовалось пологое дно. Понтоны крепились на корпусе зажимами типа «клешни краба» (три для переднего и четыре для заднего понтона) с винтовым приводом изнутри корпуса, опирались на наклонные поверхности корпуса, а на берегу легко сбрасывались без выхода экипажа из машины, хотя от самого экипажа требовалась определенная сноровка в работе с маховичками винтовых механизмов зажимов. На плаву щели и погон башни уплотнялись резиновыми прокладками.

Движителем на воде служили два трехлопастных гребных винта, установленных под днищем в кормовой части и приводимых от двигателя танка. Оси винтов проходили в тоннелях корпуса, в струе винтов помещались рули. Рулями управлял из башни командир с помощью штурвала, связанного с вертикальными осями рулей через тросы.
С середины 1941 г. по середину 1942 г. строили только опытные «Ka-Mi», серийное производство началось в 1942 г. С 1943 г. выпускался улучшенный вариант «Type 2» (т. е. модели 1942 г. или 2602 г. «от основания Империи»), Позади винтов устанавливались рули, связанные стальными тросами со штурвалом в башне, так что на плаву машиной управлял командир. Для этого на крыше башни крепился брызгозащитный кожух со смотровыми окнами. Танки оснащались радиостанцией и ТПУ. На верхнем лобовом листе корпуса посередине устанавливалась поворотная фара таким образом, чтобы на плаву она возвышалась над носовым понтоном. Для крепления танка на палубе на понтоне имелись рымы под трос, для погрузки и разгрузки в портах служили по два рыма-«кнехта» на бортах корпуса.


Вместо цельного на танке стал крепиться передний понтон, состоявший из двух симметричных половин, каждая из которых делилась на три отсека. После сброса такой понтон распадался надвое и открывал танку путь: отпадала необходимость поворачивать и объезжать его.
Всего до конца войны было выпущено 180 «Ka-Mi», применявшихся в ряде операций на Тихоокеанском ТВД. Надо отметить, что японские танкостроители сделали довольно удачный десантный танк. Создание «Ка-ми» стало одним из немногих реальных успехов японского танкостроения 1940-х гг. Конструкция танка и способ обеспечения плавучести делали его машиной, сочетающей хорошую мореходность и управляемость на плаву с небольшими размерами и маневренностью на суше. Это позволяло использовать «Ka-Mi» не только для захвата плацдарма в составе передового эшелона десанта, но и для его расширения. Однако боевое применение японских плавающих танков ограничилось лишь несколькими эпизодами.

Так, в феврале 1944 г., когда на о. Рой (Маршалловы острова) высадились подразделения 4-й дивизии морской пехоты США, японцы там располагали одним плавающим «Ка-ми» и несколькими малыми танками, которые были использованы в ночной контратаке на американские позиции и позже захвачены американцами.
15 июня 1944 г. американский десант в составе 2-й и 4-й дивизий морской пехоты с плавающими танками высадился на о. Сайпан, 16 июня на остров высадилась 27-я пехотная дивизия. Всего на острове тогда было около 60 японских танков, и 15 - 16 июня японцы использовали их для контратак совместно с пехотой, но понесли тяжелые потерн от огня пехотных противотанковых средств и танков М4 «Шерман».
16 июня вице-адмирал Нагумо отдал приказ о проведении контратаки.


На остров вместе со 136-м пехотным полком направили 44 танка под командой полковника Гото. Кроме «Ха-го» и «Чи-ха» 9-го танкового полка здесь были и два «Ка-ми» десантной танковой роты. Десант был обречен на неудачу, не имея ни авиационной поддержки или прикрытия, ни огневой поддержки кораблями японского флота. Но танкисты сделали максимум возможного. Танки успешно высадились в тылу у закрепившейся на западном берегу острова американской морской пехоты, но на галечных пляжах Гарапан произвели много шума, прежде чем двинулись, усадив на броню пехотинцев. Американские морские пехотинцы успели вызвать взвод «Шерманов» и несколько самоходных 75-мм противотанковых пушек МЗ. При свете осветительных снарядов «Ka-Mi» были подбиты огнем пушек и «базук».
После захвата о. Лейте японский 101-й специальный морской десантный отряд с двумя штатными «Ka-Mi» попытался совершить рейд по тактическим тылам американцев в районе Ормок Бэй, но танки были скоро подбиты и потеряны.

Крайне малое количество «Ka-Mi», применявшихся в боях, отсутствие артиллерийской поддержки при утрате японской авиацией господства в воздухе значительно снизили эффективность японских десантов вообще и роль плавающих танков в них. Да и легкий танк переставал соответствовать «штурмовым» задачам (можно вспомнить, что союзники для высадки в Нормандии выбрали те же М4 «Шерман», превращенные в плавающие с помощью комплектов DD).

Тактико-технические характеристики плавающего танка «Ka-Mi»
Боевая масса, т: 11;
Размеры, мм: длина – 7630, ширина – 2735, высота – 2900;
Экипаж, чел.: 3 – 5;
Вооружение: 1 х 37-мм пушка, 2 х 6,5-мм пулемета;
Боекомплект: 126 снарядов, 3300 патронов;
Бронирование, мм: лоб корпуса – 16, лоб башни – 16;
Двигатель: дизельный, максимальная мощность 115 л. с.;
Максимальная скорость, км/час: 37;
Запас хода, км: 200


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.