Беспилотный летательный аппарат Ту-141 «Стриж»

Работами над комплексом ВР-2 «Стриж» руководил Г. М. Гофбауэр, возглавлявший в ОКБ направление по беспилотной технике до начала 90-х годов, до своей смерти, и проведший огромную работу по обеспечению проектирования, доводки, разворачивания серийного производства и освоению в войсках туполевских беспилотных комплексов нового поколения «Стриж». С начала 90-х годов беспилотную тематику в ОКБ возглавил Главный конструктор Л. Т. Куликов.


Первый опытный экземпляр беспилотного летательного аппарата Ту-141 совершил полет в декабре 1974 года. Первые опытные самолеты Ту-141 оснащались опытными двигателями КР-17А. Серийная постройка беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Ту-141 была развернута в 1979 году на Харьковском авиационном заводе (бывший № 135), всего до момента окончания серии в 1989 году завод выпустил 152 БПЛА Ту-141.

Первую установочную партию беспилотных самолетов в количестве 10 экземпляров оснастили двигателями типа Р9А-300 (вариант авиационного ТРД РД-9Б самолета МиГ-190, а затем, после освоения в серии КР-17А, ХАЗ перешел на серийный выпуск самолета-разведчика с ним.
После окончания заводских и государственных испытаний комплекс «Стриж» принимается на вооружение Советской Армии. В основном комплексы поступили в части, дислоцированные на западных границах СССР, и после распада последнего большая часть из них оказалась в собственности новых независимых государств, в частности вооруженных силах Украины.
Помимо основного разведывательного варианта, ОКБ прорабатывало самолет-мишень на базе Ту-141.

Беспилотный летательный аппарат Ту-141 по составу разведывательного оборудования (аэрофотоаппараты, инфракрасная разведывательная система) способен выполнять соответствующие виды разведки в любое время суток. Состав навигационно-пилотажного комплекса обеспечивал нормальную работу разведчика и его оборудования на больших удалениях от места старта. Для комплекса рассматривались варианты оснащения самолета Ту-141 средствами разведки, выполненными на основе квантомеханических генераторов (лазеры) и введения в комплекс систем радиационной разведки.

Беспилотный летательный аппарат Ту-141 представлял из себя цельнометаллический низкоплан, выполненный по схеме «бесхвостка» с ПГО. Треугольное крыло со стреловидностью по передней кромке 58 °, имело небольшие наплывы в корневых частях. ПГО - переставляемое на земле в пределах от 0 ° до 8 ° в зависимости от центровки самолета, трапецевидной формы в плане, с углом стреловидности по передней кромке 41,3 °. Вертикальное оперение выполнялось со стреловидностью по передней кромке 52 °. Управление самолетом осуществлялось с помощью двухсекционных элевонов на крыле и руля направления. Фюзеляж круглой формы диаметром в цилиндрической части 950 мм, переходящий в районе установки двигателя в овальную. Воздухозаборник дозвуковой, установлен над фюзеляжем. На БПЛА Ту-141 устанавливался ТРД типа Р9А-300 или КР-17А на машинах более поздних выпусков, со статической тягой 2000 кг. Двигатель компоновался под углом 4,5 ° к оси самолета. Старт самолета-разведчика осуществлялся с помощью мощного стартового твердотопливного ускорителя, монтировавшегося под хвостовой частью фюзеляжа.


Посадка самолета-разведчика после выполнения задания осуществлялась с помощью парашютной системы (тормозной и посадочный парашюты), расположенной в обтекателе в хвостовой части фюзеляжа над соплом ТРД. Шасси выполнялось трехопорным, пяточного типа, выпускавшееся на посадке. Имелась система отстрела посадочного парашюта и тормозная твердотопливная силовая установка, включавшаяся на последнем этапе посадки.
Наземное обслуживание и старт самолета-разведчика осуществлялись с помощью наземных мобильных средств СПУ-141, ТЗМ141, МТ-141, КПК-141 и ПОД-3, обеспечивавших эффективное использование беспилотного самолета-разведчика, быструю переброску основных элементов комплекса своим ходом на большие расстояния с сохранением необходимого уровня боеспособности. При транспортировке часть консолей крыла отклонялась в вертикальное положение, что уменьшало габариты самолета Ту-141.


Летно-технические характеристики Ту-141
Размах крыла, м: 3,875;
Длина самолета, м: 14,33;
Высота, м: 2,435;
Площадь крыла, м2: 10,00;
Масса, кг: 5370;
Двигатель: 1 х ТРД КР-17А со статической тягой 19,6 кН;
Максимальная скорость, км/ч: 1110;
Дальность полета, км: 1000;
Практический потолок, м: 6000;
Минимальная высота полета, м: 50


 
 
   

 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.