В конце Второй мировой войны нацистская Германия предприняла попытку создать новый флот немецких подводных лодок. Тип XXI мог стать революционным. Обычные немецкие подводные лодки, по существу, представляли собой не столько подводные носители оружия, сколько лишь способные к временному погружению аппараты: они были вынуждены как можно больше времени находиться в надводном положении, так как их скорость под водой была невелика, меньше, чем у старых торговых судов, которые они стремились топить. Лодки типа XXI были быстрее под водой, чем на поверхности, и действительно могли оторваться от многих боевых кораблей, охотившихся за ними. Построенные слишком поздно и, зачастую, с чрезвычайно плохим качеством, они не оказали влияния на ход и исход войны. Однако на союзников большое впечатление произвели их потенциальные боевые возможности: ряд флотов взял на вооружение трофейные лодки, а элементы их конструкции были внедрены на многих послевоенных типах подводных лодок. ВМС США разработали и реализовали проект GUPPI (Greate Underwate Propulsive Power - увеличенная мощность подводного хода) – программу модернизации, в ходе которой на существующих подводных лодках устанавливались аккумуляторные батареи большей емкости (за счет четырех торпед боевого комплекта, некоторых цис терн пресной воды и погреба боеприпасов), заменялись ограждения боевых рубок и носовых частей легких корпусов на новые обтекаемой формы и демонтировались артиллерийские орудия. Хотя на прототипах серии «Гаппи I» - подводных лодках ВМС США «Одэкс» и «Помодон» - устройства РДП отсутствовали, на всех последующих лодках они устанавливались. На ис пытаниях «Помодон» показала скорость подводного хода 18,2 уз. Обтекаемые обводы корпуса давали существенные преимущества: лодкам типа «Гаппи II» требовалось всего около 44 процентов мощности стандартной эскадренной подводной лодки для обеспечения скорости подводного хода 10 уз. В 1947 г. было одобрено решение провести модернизацию 12 лодок по программе «Гаппи II», а в 1951 г. была утверждена модернизация 12 лодок по типу «Гаппи 1А» (включая две единицы для ВМС Нидерландов), а также переоборудование 16 лодок по программе «флит снокел», в соответствии с которой корпуса лодок оставались прежними, а ограждение рубок заменялось на разработанные по программе «Гаппи» с устройствами РДП. К этому времени значение лодок как учебных для отработки задач ПЛО снизилось за счет роста их значения как ударных подводных лодок с обычной силовой установкой. Еще 16 эскадренных подводных лодок в 1952 г. были модернизированы по программе типа «Гаппи IIA». Они были оснащены усовершенствованной гидроакустикой, для чего один главный двигатель был перемещен для переустановки вспомогательных механизмов дальше от приемоизлучающей сис темы ГАС. Две лодки использовались как подводные цели, но с легкостью могли быть вновь доведены до стандартов типа «Гаппи IIA». В рамках программы FRAM (Fleet Rehabilitation and Modernization -модернизация и переоборудование кораблей) девять лодок типа «Гаппи II» были перестроены и доведены до стандартов типа «Гаппи III» с удлиненным на 3,05 м (10 футов) корпусом для размещения команд-но-дальномерного поста с более длинной боевой рубкой, а также с новой системой управления стрельбой противолодочными торпедами «Астор» (Мк 45) с ядерными зарядами. Лодки, кроме того, получили новые ограждения боевых рубок, изготовленные с применением пластмассы, такие же, как на атомных подводных лодках. В 1960-е гг. американские верфи переоборудовали ряд эскадренных подводных лодок (включая несколько уже переданных зарубежным флотам) по позднему проекту «Флит снокел» с новыми ограждениями боевых рубок.
|