Дизель-электрическая подводная лодка типа «Фокстрот» |
СССР
|
Подводные лодки типа «Фокстрот» (проект 641), построенные в 1958-1968 гг. (45 единиц) и в 1971-1974 гг. (17 единиц) на судостроительном заводе «Судомех», оказались наиболее удачными послевоенными советскими лодками с обычной силовой установкой. В составе ВМФ СССР их насчитывалось 62 единицы. Две были в последующем списаны из-за повреждений, полученных в результате инцидентов, один из которых - столкновение с итальянским лайнером «Анжелино Лауро» - произошел 10 января 1970 г. в Неаполитанском заливе, после чего лодку наблюдали на советской якорной стоянке у побережья Марокко без носовой секции длиной 8 м (26 футов 2 дюйма). Лодки использовали все четыре советских флота в своих операционных зонах, они также регулярно придавались средиземноморской и индийско-океанской эскадрам в состав их подводных сил.
Первым зарубежным получателем этого типа стала Индия, которой с 1968 по 1975 г. было поставлено восемь новых лодок, из них в настоящее время в составе флота находятся лишь две единицы. За Индией последовала Ливия, получившая с 1976 до 1983 г. шесть лодок, две из которых остаются в строю. Польша была намерена до 2003 г. использовать две лодки - «Вилк» и «Дзик» В российском ВМФ остается единственная лодка этого типа.
Поставлявшиеся за рубеж лодки отличались от обычных советских предназначенными на экспорт электроникой и вооружением, хотя лодки ВМС Индии (получены в 1968-1975 гг.) были весьма близки к стандартам советских лодок. Как и у всех советских дизельных и атомных подводных лодок, боекомплект «Фокстротов» включал противокорабельные торпеды с боевой частью, оснащенной 15-килотонным ядерным зарядом, но, по видимому, на торпедных аппаратах не были предусмотрены вставки для применения 400-мм (16-дюймовых) противолодочных торпед. Советские «Фокстроты» строились по проектам трех отдельных подтипов, отличавшихся силовыми установками. Последний подтип послужил прототипом следующего проекта «Танго». Подводная автономность лодок этого типа без использования устройства РДП оценивалась в 5 - 7 суток при следовании на очень малых скоростях хода (2-3 уз).