Авианосец «Лексингтон» был заложен в январе 1921 года, спущен на воду в октябре 1925 года и введен в боевой состав ВМС 14 декабря 1927 года. Однотипный с ним авианосец ВМС США CV-3 «Saratoga», также построенный на базе незаконченного корпуса линейного крейсера, был спущен на воду в апреле 1925 года и введен в состав флота 16 ноября 1927 года. Как и «Лексингтон», он сыграл ведущую роль в разработке концепции применения быстроходных авианосных оперативных соединений ВМС США. С 1928 года оба корабля принимали участие в ежегодных учениях Тихоокеанского флота «Флит Проблем». Дальность плавания и численность авиагрупп этих тяжелых авианосцев (которая к 1936 году уменьшилась до 18 истребителей, 40 бомбардировщиков и 5 вспомогательных самолетов) обеспечивали им решающую роль в любых вероятных операциях на Тихом океане. На момент завершения строительства оба корабля имели в качестве основного артиллерийского вооружения восемь 203-мм орудий на четырех АУ, расположенных спереди и сзади массивной надстройки, объединённой с дымовой трубой. Первоначально планировалось, что основу вооружения этих авианосцев будут составлять 152-мм АУ. «Saratoga» была торпедирована японской субмариной у Гавайских островов 11 января 1942 гада и четыре месяца находилась в ремонте. При этом длина полетной палубы корабля была увеличена с 270,66 м до 274,7 м, а ширина - до 39,62 м. Для сохранения плавучести авианосца, снизившейся после установки на него дополнительного оборудований и вооружений, на левом борту корабля была выполнена большая выпуклость. Комплект малокалиберной зенитной артиллерии был увеличен путем сведения ста 40-мм пушек в счетверенные АУ, расположенные вдоль полетной палубы, и размещений шестнадцати 20-мм АУ в кормовой части полетной палубы. Была увеличена высота мостика, треногая мачта заменена мачтой-однодеревкой и установлена дополнительная РЛС обзора и управлений артиллерийским огнем. «Saratoga» не участвовала в сражении у атолла Мидуэй, так как в это время обеспечивала доставку новых самолетов в центральную часть Тихого океана, но уже З июня после потери авианосца «Йорктаун» она вернулась в состав боевого флота Истребители и пикирующие бомбардировщики «Саратоги» 7 августа 1942 года получили задачу нанести удары по японской обороне на Гуадалканале для подготовки к высадке на острое десанта американской морской пехоты. В ответ на это 20 августа японцы направили к Восточным Соломоновым островам мощное соединение авианосцев. В боях у Соломоновых островов участвовали авианосцы «Саратога», «Энтерпрайз» и «Уосп». На рассвете 31 августа «Saratoga» была торпедирована подводной лодкой I-68. И хотя повреждения были незначительными, неполадки в электросети привели к тому, что корабль потерял ход. Через два часа электроснабжение было частично восстановлено, и через шесть дней авианосец прибыл в Перл-Харбор для ремонта, продолжавшегося полтора месяца. В 1943-44 годах «Saratoga» принимала участие в большом «прочесывании островов» по всему Тихому океану, а в 1944 году совместно с англичанами и французами действовала у островов Ява и Суматра. Когда 21 февраля 1945 года «Саратога» обеспечивала высадку десанта на Иводзиму, в авианосец попал самолет-камикадзе. После ремонта корабль использовался для подготовки личного состава в Перл-Харборе, так как «Saratoga», превосходившая по величине авианосцы типа «Эссекс», могла нести меньше самолетов. 25 июля 1946 года лишенный оборудования корпус «Саратоги» был потоплен в районе атолла Бикини в ходе первых испытаний американской атомной бомбы.
|