Разведывательные корабли типа «Океан»
СССР 
  Разведывательные корабли типа Океан  
 
Тактико-технические характеристики
Тип «Океан»
Водоизмещение: 650 т. стандартное, 760 т. полное.
Размерения: длина 51 м, ширина 8,8 м, осадка 3,7 м.
ЭУ: одновальная дизельная мощностью 540 л. с.
Скорость хода: 13 уз.
Вооружение: две счетверенные ПУ ЗУР «Стрела-2М» (SA-N-5 «Grail-); см. также по тексту.
РЭО: одна-две навигационные РЛС «Don Кау», аппаратура РЭР.
Экипаж: 70 человек.
  Разведывательные корабли класса Океан  

Корабли типа «Океан» были построены в ГДР с 1959-го до середины 1960-х годов как рыболовецкие траулеры, а позднее переоборудованы в разведывательные. Этот тип стал самым многочисленным (15 единиц) среди советских разведывательных кораблей, поэтому ети корабли наиболее часто встречались в море. В настоящее время все они выведены из состава флота. В ВМФ СССР они относились к классу гидрографических судов и сохранили присущие траулерам трехногую фок- и обычную грот-мачту, которые были обвешаны различными антеннами, характеризовавшими их роль. Их часто встречали у баз атомных ПЛ стран НАТО, отслеживающими деятельность ПЛАРБ. Аналогичные задачи решали также восемь Переоборудованных траулеров типа «Маяк» и четыре бывших китобоя типа «Мирный».
Корабли типа «Океан» можно условно разбить на несколько групп. Одна группа состояла из четырех модернизированных кораблей («Линза», «Лотлин», «Редуктор» и «Зонд»), у которых левый борт переходил в надстройку, а вдоль правого был устроен проход. Кроме того, на верхней палубе перед основной надстройкой были сооружены дополнительные помещения.


  Разведывательные корабли типа Okean  

На другой группе кораблей («Алидада», «Амперметр», «Барометр», «Гидрофон» и «Редуктор») отсутствовали счетверенные ПУ для ЗУР SA-N-5, установленные на РЗК «Барограф», «Дефлектор», «Эхолот», «Кренометр», «Линза», «Лотлин», «Репитер», «Теодолит», «Траверз» и «Зонд». На «Барографе» в дополнение к стрелковому оружию экипажа имелись два спаренных 14,5-мм пулемета.

На замену кораблям типа «Океан» пришли переоборудованные траулеры типа «Альпинист», строившиеся на судостроительном заводе «Ленинская кузница» (г. Киев) и судоверфи в Волгограде. Предполагается, что только суда киевской постройки были переоборудованы в разведывательные корабли. Их трюмы перестроили для размещения различной аппаратуры и обслуживающего ее личного состава.

Смотрите на нашем сайте: