Ракетные катера типов «Спика» и «Виллемоэс»
|
Швеция
|
В 1961 году шведским ВМС были выделены средства на строительство шести 41-метровых торпедных катеров. Они получили названия звезд и созвездий, а первый из них, «Спика», был заложен в 1964 году. Катера типа «Спика» значительно превосходили по своим возможностям существовавшие в то время катера, были оснащены тремя газотурбинными двигателями «Протеус» фирмы «Бристоль» и вооружены скорострельным 57-мм орудием и четырьмя 533-мм ТА. Они отлично зарекомендовали себя, так как идеально подходили для реализации тактики «поразил - скрылся» в прибрежных водах Швеции, поэтому через десять лет был заложен первый из двенадцати катеров типа «Спика-2». Эти катера имели удлиненный до 42 м корпус и были оснащены усовершенствованной системой управления стрельбой. Они были названы в честь шведских городов и известны также как катера типа «Норчёпинг».
По этому же проекту для ВМС Дании были построены десять катеров типа «Виллемоэс» с такими же торпедами серии Тр 61 и системой управления стрельбой, как на катерах типа «Норчёпинг», но отличавшиеся от них 76-мм АУ «Компакт» итальянской фирмы «ОТО-Мелара». Они также отличались немного и внешне, так как имели удлиненную к корме надстройку.
Как член НАТО, Дания могла получать военную помощь от США, поэтому вскоре на катерах типа «Виллемоэс» установили две четырехконтейнерные ПУ ПКР «Гарпун». Ракеты разместили в корме, чтобы реактивные газовые струи без помех уходили за корму. Позднее на катерах устанавливались различные комбинации ракетного и торпедного вооружения. Шведское министерство обороны тоже приняло решение установить ПКР вместо ТА на катера типа «Норчёпинг», однако сделало выбор в пользу ракет RBS15 национальной компании «Сааб». Перевооружение с торпед на ракеты было проведено в 1982-1984 годах.
Катера типа «Спика-1» ввиду нехватки средств модернизацию не проходили и были выведены из боевого состава 1990-х годах, а РКА типа «Спика-2» во второй половине 1990-х годов прошли капитальный ремонт. В ходе него были заменены двигатели, система управления стрельбой и БИУС, а также повышены возможности по ПЛО и ПВО. К концу 1990-х в строю оставались только шесть катеров типа «Спика-2», а остальные были выведены в резерв с дальнейшей передачей их на металлолом. Катера типа «Виллемоэс» модернизацию не проходили и в 1999-2000 годах были выведены из боевого состава.