Ракетные катера типов «Снёгг» и «Хугин»
|
Норвегия 
|
В состав ВМС Норвегии всегда входили малые ударные корабли начиная со второй половины XIX века, когда самыми яркими представителями этого класса были паровые катера. Множество небольших островов и глубоко вдающиеся в сушу фьорды служили идеальным местом для реализации тактики «поразил - скрылся», и современные ракетные катера в составе ВМС этой страны продолжают использовать эти географические преимущества.
В начале 1970-х годов на судоверфи компании «Вестермоэнс Батбиггери» в г. Мандал (южная часть Норвегии) были построены четыре катера типа «Снёгг». Они были вооружены шведскими высокоскоростными противокорабельными торпедами Тр 61 и норвежскими ПКР малой дальности «Пингвин». Проект этих катеров был создан на основе артиллерийского катера типа «Сторм», на который вместо тяжелого артиллерийского вооружения установили ПКР и ТА. Следующая серия из 14 катеров типа «Хаук» была заказана в 1975 году по этому же проекту, но с современным вооружением. Катера этих типов ценились высоко, и то, что 14 РКА типа «Хаук» все еще входят в боевой состав, говорит само за себя.
Катера имеют классическую компоновку с легким орудием в носовой части, двумя ТА по бортам в районе ходового мостика, короткой решетчатой мачтой и длинным ютом, на котором размещены до шести ПКР «Пингвин» в контейнерных ПУ и 20-мм пушка (в настоящее время заменена французской спаренной ПУ ЗУР «Симбад» ближнего действия). Двухвальная дизельная ЭУ позволяет катерам развивать скорость до 35 уз. К концу 2003 года они прошли модернизацию, в ходе которой на них установили АСБУ SENIT 2000, оптоэлектронную систему управления оружием и усовершенствованную аппаратуру связи. Носовая часть РКА «Тьельд» имеет особую форму, позволяющую улучшить мореходные качества катера. После окончания испытаний предполагается переоборудовать аналогичным способом и остальные катера этого типа.
В 1970 году для ВМС Швеции был заказан, в качестве «пробного шара» в сотрудничестве между двумя флотами, катер-прототип «Ягарен», представлявший собой модернизированный РКА типа «Снёгг». После трех лет испытаний у норвежской компании «Бергене меканиске веркстедер» были заказаны 16 катеров типа «Хугин». Однако их возможности не удовлетворили руководство шведских ВМС, и к настоящему времени в строю остались только восемь катеров. По взглядам шведских специалистов, ракетные катера должны иметь более мощное вооружение, а небольшие катера, типа «Хугин», не отвечают этим требованиям.