Торпедные катера типов П4, П6, «Шершень», «Моль» и «Тюря»
|
СССР 
|
|
 |
|
 |
|
Тактико-технические характеристики
|
Тип «Тюря» (Turya)
Водоизмещение: 250 т. полное.
Размеренна: длина 39,6 м, ширина 7,6 м, осадка 1,8 м.
ЭУ: трехвальная дизельная (три двигателя М-503, М-503А или М-504) мощностью 14 990 л. с.
Скорость хода: более 40 уз.
Дальность плавания: 1680 миль при 14 уз.
Вооружение: два 533-мм ТА с противолодочными торпедами; спаренная универсальная 57-мм АУ, спаренная 25-мм ЗАУ; глубинные бомбы.
РЭВ: РЛС - ОНЦ «Pot Drum», управления стрельбой «Muff Cob»; две системы опознавания «свой - чужой»; опускаемая ГАС «Foal Tail».
Экипаж: 30 человек.
Тип П4
Водоизмещение: 22 т. стандартное, 25 т. полное.
Размерения: длина 22 м, ширина 4,7 м, осадка 1,5 м.
ЭУ: двухвальная дизельная (два двигателя М-503) мощностью 2400 л. с.
Скорость хода: 42 уз.
Дальность плавания: 460 миль при 13 уз.
Вооружение: два 457-мм ТА с противолодочными торпедами; спаренная 12,7- или 14,5-мм пулеметная установка; четыре-восемь глубинных бомб.
РЭВ: РЛС ОНЦ «Skin Head», системы опознавания «свой - чужой» «High Pole-А» и «Dead Duck».
Экипаж: 12 человек.
|
|
|
 |
|
 |
|
Вторая послевоенная серия советских торпедных катеров типа П4 (проект 123 «Комсомолец») состояла примерно из 350 единиц, построенных с 1946 года до середины 1950-х. Они имели алюминиевый корпус и небольшие размеры, поэтому район их применения был ограничен прибрежными водами. Катера этого типа уже давно выведены из состава советского (теперь российского) флота. В течение длительного времени они оставались в составе флотов примерно полутора десятков стран.
Их преемниками стали катера типа П6 (проект 183)с деревянным корпусом, которых с 1953 по 1960 год было построено более 620 единиц. До середины 1970-х годов они были основными торпедными катерами советского флота. На их основе были созданы другие катера, в том числе типа «Комар» с ПКР (около 100 единиц), патрульные типа МО-6 (50), экспериментальные торпедные типов П8 и П10 (20), а также сторожевые катера погранвойск КГБ и катера-мишени. Большое количество катеров этого типа было передано другим странам, а на Кубе, в Египте и КНДР они оставались в составе флотов до недавнего времени.
Самым большим ТКА стал катер типа «Шершень» (проект 206), созданный на основе корпуса и ЭУ ракетного катера типа «Оса-1» и оснащенный четырьмя 533-мм ТА с противокорабельными торпедами большой дальности, установленными вместо ракет. С1962 по 1974 год было построено 123 таких катера. Для защиты от воздействия ОМП их внутренние помещения герметичны и оснащены фильтровентиляционными установками. Катера этого типа предназначались для ведения совместных действий с ракетными катерами типа «Оса»
Экспортный вариант, тип «Моль» (проект 206Э), создан на базе стандартного корпуса РКА типа «Оса» и вооружен торпедами меньшей дальности, чем установленные на советских катерах. В СССР было построено около 85 катеров типа «Шершень» и семь типа «Моль». Несколько оставшихся в строю катеров типа «Шершень» позднее были переданы Хорватии, Египту и Вьетнаму.
В 1971 году началось производство ТКА на подводных крыльях типа «Тюря» (проект 206М «Шторм») Они были созданы на базе корпуса и ЭУ катеров типа «Оса-2» с добавлением подводных крыльев. Несмотря на основное противокорабельное предназначение этих катеров, их четыре 533-мм ТА были способны вести стрельбу противолодочными торпедами, поэтому катера этого типа могли использоваться в качестве быстроходного средства противолодочной обороны прибрежной зоны во взаимодействии с самолетами и вертолетами берегового базирования, а также другими надводными кораблями ПЛО. Для решения этой задачи катера были оснащены опускаемой ГАС, применение которой особенно важно в условиях Балтийского моря и Тихого океана для поиска ГШ под слоем скачка. Строительство этих катеров для советского ВМФ завершилось в 1979 году, когда их было произведено около 30 единиц. Еще 19 катеров проекта 206МЭ было построено на экспорт без ГАС и противолодочных торпед. Они поставлены на Кубу, Сейшельские о-ва, в Эфиопию, Кампучию и Вьетнам.
|