ПЛАБР типа «Дельта III» (проект 667БДР «Кальмар») |
СССР 
|
Несмотря на то, что советским ВМФ был пионером в использовании подводных лодок для пусков ракет, его ранние системы обладали малым радиусом действия. По видимому на добытых советской разведкой чертежах американских лодок типа «Бенджамен Франклин» базировался проект построенных в период с 1967 по 1974 г. 34 лодок типа «Янки» Этот проект стал основой для пришедших им на смену лодок типа «Дельта» - увеличенного варианта предшественниц. Первые «Дельты» были введены в состав действующего флота в 1972 г.. За первоначальным проектом «Дельта I» последовал проект лодки промежуточного типа «Дельта II» с 16 ракетами вместо 12.
Лодки проекта 667БДР «Кальмар», более известные в НАТО как «Дельта III» начали поступать в состав флота с 1976 г.. Они имели длинный, больших размеров «панцирь черепахи», расположенный позади ограждения боевой рубки под которым размещались ракеты Р 29Р (обозначение НАТО - SS N 18) - первые советские ракеты морского базирования с разделяющимися боеголовками.
Тип «Дельта III».
Лодки проекта 667БДР «Кальмар», более известные в НАТО как «Дельта III» начали поступать в состав флота с 1976 г.. Они имели длинный, больших размеров «панцирь черепахи», расположенный позади ограждения боевой рубки под которым размещались ракеты Р 29Р (обозначение НАТО - SS N 18) - первые советские ракеты морского базирования с разделяющимися боеголовками. Четырнадцать подводных лодок было построено в Северодвинске. На Северном флоте из подводных лодок типа «Дельта III» была сформирована дивизия, базировавшаяся в губе Сайда и бухте Оленья. В начале 1990-х гг.. подводные лодки с баллистическими ракетами были переведены в бухту Ягельная. Лодки типа «Дельта III» Тихоокеанского флота базировались на Камчатке.
Разработка усовершенствованного проекта 667БДРМ «Дельфин», ставшего известным в НАТО как «Дельта IV», была начата 10 сентября 1975 г.. Первая лодка К-51 вошла в состав Северного флота в декабре 1985 г.. С 1985 по 1990 г. флоту были сданы семь лодок типа «Дельта IV», построенных промышленным объединением «Севмашпредприятие» в Северодвинске. Лодка типа «Дельта IV» создавалась параллельно с «Тайфуном» на случаи, если проект более крупных лодок окажется неудачным. «Дельфин» - модификация «Дельты III» с увеличенным диаметром прочного корпуса и удлиненным носовым отсеком. Водоизмещение возросло на 1200 т, а длина увеличилась на 12 м (39 футов).