Многоцелевые фрегаты типа «Карел Доорман» ВМС Нидерландов были заложены в 1985-1991 и введены в боевой состав в 1991-1995 годах. Фрегат УРО «Ван Спейк» был сдан последним, хотя его бортовой номер не является таковым по порядку. Остальные семь кораблей - это «Карел Доорман», «Виллем ван дер Заан», «Тьерк Хиддес», «Ван Амстел», «Абрахам ван дер Хулст», «Ван Нес» и «Ван Гален». Фрегаты действительно являются многоцелевыми, так как имеют на вооружении противокорабельные и зенитные управляемые ракеты, а также противолодочные торпеды и вертолет ПЛО. В проекте кораблей предусмотрены меры по снижению радиолокационной заметности и уровней теплового излучения. Кроме того, на них установлена система защиты от ОМП, позволяющая действовать в зараженных районах. Постоянные участники учений НАТО, они также задействовались в совместных с ВМС США операциях по пресечению транспортировки наркотиков в Карибском море, а также в операциях под эгидой ООН в Средиземном и Адриатическом морях. Кроме того, они входили в состав коалиционных корабельных групп в рамках операции «Буря в пустыне» (1991 год). Комбинированная ЭУ типа CODOG обеспечивает этим кораблям большую дальность плавания и низкие затраты на эксплуатацию и обслуживание. Крейсерскую скорость хода обеспечивают дизельные двигатели, а на полном ходу работают газотурбинные. Корабли оснащены системами автоматики и стабилизации качки. В настоящее время рассматривается возможность установки на эти фрегаты низкочастотных активных ГАС. Начиная с 2007 года 20 вертолетов «Линкс» в ВМС Нидерландов будут постепенно заменены машинами NH 90. «Линкс» могут нести две торпеды Мк 46, и оснащены опускаемой ГАС и инфракрасной системой обзора в передней полусфере. Первоначально, в 1993 году, ее установили для испытаний на фрегате «Биллем ван дер Заан», а затем и на все остальные корабли этого типа. Эта система выдает данные целеуказания на ЗАК ближнего действия «Голкипер». В дополнение к этому ПУ Мк 36 SRBOC могут отстреливать инфракрасные ловушки и дипольные отражатели на дальность до 4 км. В состав нового оборудования входят также станция спутниковой связи и РЛС «Скаут», установленная над ходовым мостиком в 1997 году. С 1998-го проходили испытания четыре ГАС AT AS с буксируемой антенной. Несколько таких станций заказаны для этих фрегатов. Также были проведены значительные работы по снижению уровня физических полей.
|