ПЗРК «Mistral» 1988 г. |
Франция
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
|
Mistral
|
Максимальная скорость поражаемых целей, км/час |
72
|
Скорость полета ракеты |
1440
|
Длина ракеты, мм |
4200
|
Диаметр корпуса ракеты, мм |
800
|
Стартовый вес ракеты, кг |
2300
|
Вес боевой части, кг |
50
|
Зона поражения по дальности, м |
260
|
Зона поражения по высоте, м |
630
|
|
|
|
|
|
|
Зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Mistral»(«Мистраль») предназначен для непосредственного прикрытия подразделений сухопутных войск от самолетов и боевых вертолетов, выполняющих полеты на малых и предельно малых высотах. Разработка комплекса велась французской фирмой «Matra» . При его создании учитывались недостатки других ЗРК и возросшие требования современного высокоманевренного боя.
Разработано несколько вариантов ЗРК:
— MANPADS или SATCP – переносной зенитно-ракетный комплекс
— ATLAS – мобильный ЗРК
— SANTAL – шесть ракет размещаются на турели вместе с системой госопознавания
— SADRAL или SIMBAD – корабельный ЗРК (для кораблей малого водоизмещения).
Во время разработки, к ракете предъявлялись следующие требования: единая ракета для всех вариантов, независимость от способа запуска и минимум технического обслуживания. Полномасштабные работы по варианту SATCP были начаты в 1980 году. С 1986 по 1988 гг. французская армия проводила войсковые испытания, закончившиеся принятием комплекса на вооружение в 1988 году.
Имеется вертолетный вариант ATAM , используемый в качестве оружия класса «воздух – воздух» для борьбы прежде всего с боевыми вертолетами противника.
Основным элементом переносного ЗРК «Mistral» является ЗУР, находящаяся в герметическом транспортно – пусковом контейнере (ТПК). Она состоит из корпуса, инфракрасной головки самонаведения (ГСН), электронной аппаратуры наведения, электрических серводвигателей для управления рулями, термохимической батареи, взрывателя, боевой части, маршевого и сбрасываемого стартового двигателей, а также устройства самоликвидации. Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка», что обеспечивает ей высокие маневренные качества, позволяющие выдерживать восьмикратные перегрузки и получать довольно высокую точность наведения на конечном участке полета.
Инфракрасная головка самонаведения (ИКГСН) помещена внутри пирамидального обтекателя. Такая его форма имеет преимущество перед обычной сферической, так как снижает лобовое сопротивление. В ГСН использовано приемное устройство мозаичного типа, выполненное на арсениде индия (К = 3–5 мкм), что значительно повышает возможности по обнаружению и захвату целей с уменьшенным ИК излучением, а также позволяет отличить полезный сигнал от ложного (солнце, ярко освещенные облака, ИК ловушки и т. д.). Кроме того, для достижения высокой чувствительности применяется охлаждение приемного устройства (баллон с хладоагентом крепится к пусковому механизму). ГСН способна захватывать и сопровождать инфракрасные сигналы от реактивного самолета, находящегося на дальности до 6 км, а легкого вертолета, оснащенного устройствами для снижения ИК излучения, – на дальности до 4 км даже на встречных курсах.
Осколочно-фугасная боевая часть ракеты содержит готовые вольфрамовые шарообразные поражающие элементы. БЧ снабжена контактным и лазерным неконтактным взрывателями. Выбор последнего (с механизмом точного отсчета дистанции) позволил избежать преждевременного подрыва боевой части вследствие воздействия помех, излучаемых местными предметами, деревьями и т. д. Расчетная величина ошибки по дальности составляет около 1 м. В ходе полигонных испытаний подрыв боевой части на таком расстоянии от воздушных целей приводил к их поражению.
Требования по сокращению массы и размеров двигателя, а также порядка его функционирования и обеспечения нужной надежности привели разработчиков к необходимости отказаться от традиционной конструкции двигателя для ЗУР в пользу более сложной технологии его исполнения, в частности использования композиционных материалов. Двигательная установка ЗУР «Mistral» состоит из двух двигателей; стартового и маршевого. Первый размещен в сопловой части маршевого двигателя. Во время движения ракеты в ТПК он сообщает ей начальную скорость 40 м/с. Стартовый двигатель снабжен несколькими соплами, обеспечивающими вращение ракеты (10 об/с) для стабилизации ее в полете. Раскрытие аэродинамических рулей и плоскостей стабилизатора происходит при выходе ракеты из пускового контейнера. На безопасном для оператора расстоянии (около 15 м) стартовый двигатель отбрасывается и включается маршевый, сообщающий ракете максимальную скорость М=2,6. Благодаря такой большой скорости она достигает вертолет, зависший на расстоянии 4 км от места пуска, за 6 с, что не дает ему возможности не только применить свое оружие, но и укрыться за естественными складками местности. Для удобства наведения и пуска ЗУР оператор использует треногу с сиденьем, на которой монтируется ТПК и вся необходимая аппаратура. С помощью соответствующих механизмов обеспечивается разворот и необходимый угол возвышения для стрельбы практически в любом направлении.
При транспортировке переносного ЗРК «Mistral» он делится на две части (масса каждой около 20 кг): ТПК с ракетой и тренога с прицельными приспособлениями и электронным блоком. При разработке данного ЗРК особое внимание уделялось сокращению времени на его развертывание и перезаряжание. По данным проведенных испытаний на установку ТПК на треногу и приведение комплекса в боевое положение требуется около 1 мин, на включение ГСН (раскрутка гироскопе и охлаждение ИК датчика) необходимо 2 с. Среднее время реакции (от включения пусковой цепи до старта ракеты) составляет около 5 с при отсутствии данных внешнего целеуказания и 3 с при наличии таких данных. На перезаряжание требуется около 30 с.
Прицельное устройство состоит из коллиматора и телескопического прицела. Пользуясь показаниями коллиматора, оператор может учитывать вертикальные и горизонтальные углы упреждения. Переносной ЗРК «Mistral» оснащен аппаратурой опознавания «свой – чужой» и тепловизионным устройством для обеспечения стрельбы в ночных условиях. Пусковой механизм включает в свой состав следующие элементы; аккумуляторную батарею для питания электрических цепей, баллон с хладоагентом, коммутирующее устройство, обеспечивающее необходимую последовательность прохождения команд и сигналов, индикатор со звуковым и вибрационным устройством, срабатывающим при захвате сигналов от цели головкой самонаведения ракеты.
В интересах обеспечения ПВО танковых и механизированных частей и подразделений от ударов с воздуха, прежде всего защиты от боевых вертолетов с ПТУР, разработан самоходный вариант этого ЗРК на базе колесного (4х4) бронетранспортера УАВ . На вращающейся башне смонтированы две пусковые установки (по три ракеты) и РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей. В корпусе машины размещены еще шесть ЗУР в ТПК. Максимальная скорость движения самоходного комплекса по шоссе 90 км/час, запас хода около 1000 км.
На выставке в Ле Бурже в 2001 году был продемонстрирован вариант размещения комплекса на шасси французского БТР VBL.
Корабельный вариант комплекса, названный «Sadral» , предназначен для установки на катерах и кораблях до фрегата включительно. Он имеет стабилизированную пусковую установку с шестью ракетами и дополнительно оснащен инфракрасной и телевизионной аппаратурой обнаружения и сопровождения воздушных целей.