Бронетранспортер Thyssen-Henschel TPz.1 «Fuchs» |
Германия
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
бронетранспортера TPz.1 «Fuchs»
|
Колесная формула 6х6
Экипаж (десант), чел.: 2 (10);
Боевая масса, кг: 17000;
Масса пустого, кг: 14200;
Габаритные размеры, мм: длина – 6760, ширина – 2980, высота по крыше корпуса - 2300, колесная база - 1750/2050, ширина колеи – 2540, дорожный просвет – 450;
Вооружение: до трех пулеметов MG3;
Двигатель: Mercedes-Benz OM 402A 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с турбо наддувом мощностью 320 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 105;
Максимальная скорость на плаву, км/ч: 10;
Запас хода по шоссе, км: 800;
Емкость топливного бака, л: 390;
Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м - 0,6; ширина траншеи, м - 0,9
|
|
|
|
|
|
|
Разработка колесного бронетранспортера TPz.1 (Transportpanzer-1), предназначенного для замены в подразделениях бундесвера гусеничных БТР американской конструкции М113, французских легких гусеничных БТР «Гочкис», началась фирмой Даймлер-Бенц при участии специалистов фирмы Порше в 1973 г. Серийное производство БТР, получившего собственное имя «Fuchs» (Fucks лиса), было начато в 1980 г. на заводе фирмы Тиссен-Хеншель в г. Касселе. Хотя эта фирма не играла ведущую роль в разработке бронеавтомобиля, именно ее выбрали в качестве основного подрядчика.
В рамках программы производства БТР «Fuchs» было задействовано несколько фирм: Даймлер-Бенц (двигатель, оси, управление), Цандарфабрик Фридрихсхавен (трансмиссия), Юнг оф Юнгенталь (корпус). Решение наладить окончательную сборку на заводе в г. Кассель диктовалось прежде всего экономическими причинами. Все вышеперечисленные фирмы имели «толстып» портфель заказов, в том числе и на производство гражданской продукции. Все, кроме фирмы Тиссен-Хеншель, основной продукцией которой были БРМ «Лухс». Серийное производство БРМ для бундесвера закончилось, заказов на экспорт не последовало, и руководство фирмы должно было начать массовое сокращение рабочих мест. Заказ на производство БТР от федерального правительства позволил избежать сокращения работников.
Основные требования командования бундесвера к колесной машине Transportpanzer 1 были следующие:
— базовый вариант БТР должен перевозить пехотное отделение со штатным оружием; должны обеспечиваться возможность ведения огня из личного оружия с машины и быстрая посадка-высадка через двери в кормовой части корпуса;
— возможность создания специализированных машин различного назначения на базе БТР;
— высокая степень унификации БТР с состоящей на вооружении БРМ «Лухс» и семейством 2-, 3 и 4-осных многоцелевых военных автомобилей;
— достижение повышенного (не менее чем в 1,5 раза) запаса хода по сравнению с танками и гусеничными БМП;
— срок службы БТР не менее 20 лет при условии периодической модернизации.
БТР «Fuchs» представляет собой трехосный бронеавтомобиль с равномерным расположением колес по базе. Корпус машины сварной, из стальных бронелистов. В передней части корпуса находится отделение управления, в средней моторно-трансмиссионное, а в кормовой десантное отделение. Моторно-силовое отделение отделено от других противопожарными герметичными перегородками.
В отделении управления находятся места командира и водителя. Обзор обеспечивается через лобовое бронестекло большого размера, кроме того, в боковых дверях имеются бронестекла меньшего размера. В боевых условиях стекла прикрываются управляемыми изнутри машины стальными бронезаслонками, а наблюдение за местностью осуществляется через перископические устройства, установленные на крыше корпуса. В крыше корпуса над сиденьями и водителя, и командира имеются люки. Перед люком командира на кронштейне установлен 7,62-мм пулемет. В моторно-трансмиссионном отделении расположены двигатель, коробка передач и обслуживающие их системы.
Двигатель, воздухоочиститель, коробка передач и коробка отбора мощности составляют единый блок, который может быть демонтирован в течение 30 мин. Двигатель и коробка передач расположены параллельно. Вентилятор и радиатор установлены над двигателем. Двигатель 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с турбо наддувом Мерседес-Бенц ОМ-402А мощностью 320 л. с. Коробка передач Цандарфабрик 6Н-500 автоматическая, гидромеханическая, 6-скоростная.
Сиденья для десяти солдат в десантном отделении расположены вдоль бортов корпуса. Десантники располагаются лицом друг к другу. Доступ в десантное отделение осуществляется через двустворчатую дверь в корме корпуса. В крыше корпуса имеются два люка для аварийного покидания машины и один, большего размера под 20-мм пушечную установку. В бортах корпуса имеется по одной амбразуре для стрельбы из личного оружия. Амбразуры прикрыты управляемыми изнутри бронезаслонками. Отделение управления связано с десантным туннелем, проходящим через моторно-трансмиссионное отделение вдоль правого борта корпуса.
Подвеска колес балансирная, с упругими элементами в виде спиральных пружин, на всех колесах установлены телескопические гидроамортизаторы. Управляемыми являются колеса первого и второго мостов. В контур управления включены гидроусилители. Все колеса ведущие. БТР имеет два комплекта шин размером 14,00х20: боевой и транспортный. В качестве боевых используются пулестойкие шины со встроенным катком, обеспечивающим возможность длительного движения с пониженной скоростью после их повреждения. В качестве транспортных используются обычные шины с пневматической камерой. Бронеавтомобиль является амфибией. Движение по водной поверхности осуществляется с помощью двух гребных винтов, установленных в кормовой части машины. Изменение направление движения на плаву производится за счет одновременного поворота гребных винтов и колес. Возможно движение задом наперед, в этом случае винты разворачиваются на 180°. Для откачивания воды, попавшей внутрь корпуса, установлены три водооткачивающих насоса. На лобовом бронелисте корпуса имеется брызгозащитный щиток, поднимаемый с помощью гидропривода. Для защиты от оружия массового поражения установлена фильтровентиляционная установка. По бортам корпуса смонтированы дымовые гранатометы.
На базе бронетранспортера были разработаны: командно-штабная, транспортная, радиопеленгационная и инженерная машины; машина радиационной, химической и бактериологической разведки; машины, оснащенные РАС RASIT и RAТАС; машина, оборудованная аппаратурой радиоэлектронной борьбы.
Бронеавтомобиль Thyssen-Henschel «Fuchs» NBC
В 1988 г. американская фирма Дженерал Дайнемикс в кооперации с фирмой Thyssen-Henschel разработала вариант БТР «Fuchs», предназначенной для ведения разведки в местности, подвергшейся воздействию оружия массового поражения. Армия США рассчитывала принять на вооружение около 400 таких бронеавтомобилей. Три бронеавтомобиля «Fuchs» NBC в 1989 г. проходили сравнительные испытания на полигонах в США.
До начала боевых действий в Персидском заливе вооруженные силы не успели принять на вооружение бронеавтомобили «Фуко; NBC. Оказалось, что в войсках вообще не было машины, предназначенной для ведения радиологической, химической и бактериологической разведки. Вероятность же применения Саддамом Хусейном химического оружия была очень высокой. В срочном порядке вооруженные силы США и Великобритании арендовали 71 БТР «Fuchs» у ФРГ и спешно установили на них специальную аппаратуру. К счастью, оружие массового поражения в ходе войны в Заливе не применялось. Однако, учитывая полученный боевой опыт и широкое распространение «ядерной бомбы для бедных», боевых отравляющих веществ, командование армии США решило принять на вооружение специализированный бронеавтомобиль радиологической, химической и бактериологической разведки, разработанный на базе БТР «Fuchs».
В апреле 1993 г. армии США для проведения испытаний в полевых условиях была передана первая БРМ ХМ93 «Fuchs NBC. БТР «Fuchs был в значительной мере «американизирован установлено радиосвязное оборудование, применяемое в армии США, кронштейны приспособлены под установку американских пулеметов. Главным же была установка специализированной аппаратуры. Датчики химической разведки, масс-спектрометр и метеодатчики размещаются на выдвижной мачте в центральной части корпуса. В кормовой части корпуса смонтировано устройство для забора проб грунта. Информация от датчиков обрабатывается центральной ЭВМ, разработанной на базе ЭВМ танка М1А2 «Абрамс». Возможна передача данных по радиолинии в цифровом виде. Рабочее место командира оборудовано индикатором тактической обстановки на электронно-лучевой трубке. На БРМ установлена навигационная система VOS-25. Экипаж машины четыре человека. Планировалось принять на вооружение 210 бронеавтомобилей «Fuchs» NBC.
В 1996 г. с фирмой Дженерал Дайнемикс был заключен контракт на модернизацию 51 БРМ ХМ93 для армии и 10 для корпуса морской пехоты в вариант М93А1. Первые восемь машин были доработаны в том же году. На них устанавливались новые датчики первичной информации, более мощный центральный процессор, приемники спутниковой навигационной системы, дополнительные дисплеи для вывода информации о состоянии окружающей среды. Автоматизация бортовой аппаратуры позволила уменьшить экипаж до трех человек.
Усовершенствованный БТР Thyssen-Henschel «Fuchs»
Фирма Thyssen-Henschel специально для германского контингента сил IFOR, принимающих участие в миротворческих операциях на территории бывшей Югославии, оснастила 100 БТР дополнительным бронированием; эти машины в западной прессе иногда называют «усовершенствованный «Fuchs». Дополнительное бронирование заключается в установке внешних накладных бронелистов на борта корпуса. Внутренние дополнительные бронелисты, установленные на днище, крышу и борта, уменьшают вероятность проникновения в корпус осколков снарядов и собственных наружных бронелистов. Бронирование всех люков и дверей также усилено.
Дополнительная бронезащита увеличила боевую массу БТР на 2 т, но в результате установки накладных бронелистов обеспечена круговая защита корпуса от попадания бронебойных пуль калибра 14,5 мм. Взрыв под днищем корпуса 7 -кг противотанковой мины не приводит к гибели экипажа.
Бронетранспортер Thyssen-Henschel «Fuchs» KRK
В ноябре 1997 г. начались испытания двух предсерийных бронетранспортеров «Fuchs» KRK, предназначенных для сил быстрого развертывания бундесвера (KRK Krisen Reaktions Krafte). Машина представляет собой дальнейшее развитие БТР TPz.1. На ней установлены новый дизельный двигатель мощностью 428 л. с., усовершенствованная автоматическая коробка передач. Усиление конструкции ходовой части позволило увеличить боевую массу до 24 т, а полезную нагрузку до 6,5 т. На корпус установлена дополнительная броня, обеспечивающая круговую защиту от попадания бронебойных пуль калибра 7,62 мм, а в лобовой части от бронебойных пуль калибра 12,7 мм. На опытных бронеавтомобилях установлены одноместные башни KUKA 605 двух модификаций. Один из бронеавтомобилей «Fuchs» KRK оснащен башней с 20-мм автоматической пушкой Рейнметалл Mk.20, другой башней с 7,62-мм пулеметом Рейнметалл MG3A1. Так же, как и на всех вариантах бронеавтомобилей «Fuchs», на БТР «Fuchs» KRK предусмотрена возможность установки 7,62-мм пулемета на кронштейне, расположенном рядом с люком командира. Испытания предполагается завершить летом 1998 г. Бундесвер планирует заказать 50 БТР «Fuchs» KRK с началом поставок в 1999 г.
Зенитная самоходная установка Краусс-Маффей «Wildcat»
В начале 80-х п. фирма Краусс-Маффей в кооперации с фирмами Маузер, Сименс и Холландс Сигнаалаппаратен в инициативном порядке разработала на базе БТР «Fuchs» зенитную самоходную установку «Уайлдкэт». Корпус и ходовая часть БТР изменились незначительно; на крыше корпуса была установлена вращающаяся бронированная башня с двумя автоматическими пушками Маузер Mk.30-F скорострельностью 1600 выстрелов/мин. Боезапас по 250 снарядов на ствол.
Голландская фирма Холландс Сигнаал аппаратен разработала три варианта системы управления огнем, которые отличались друг от друга датчиками первичной информации. В простейшем варианте устанавливался только бинокулярный оптический прицел. Базовым вариантом предусматривалась установка телевизионной системы слежения и лазерного дальномера. Всепогодный круглосуточный вариант ЗСУ предполагалось оснащать РАС обнаружения и сопровождения целей. Экипаж самоходной установки три человека: командир, водитель и стрелок.
Всего было построено шесть ЗСУ «Уайлдкэт», две из них оснащены РАС. ЗСУ прошла испытания, но на вооружение принята не была.
|
|