Боевая машина пехоты MLI-84M "Jderul"
Румыния 

  Боевая машина пехоты MLI-84  
 
Боевая машина пехоты MLI-84
 
 
Тактико-технические характеристики
БМП MLI-84M "Jderul"
Боевая масса, т: 17,6;
Экипаж, чел.: 3+8 десант;
Габаритные размеры, мм: длина – 7335, высота – 2942, ширина – 3300;
Вооружение: 25-мм пушка, 7,62-мм спаренный пулемет, 12,7-мм пулемет ДШКМ, ПУ ПТРК «Малютка-2», средства постановки дымовых завес ТДА;
Двигатель: Caterpillar C9, дизель, мощность 400 л. с.;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 65, на воде – 7;
Запас хода, км: 500 (по шоссе);
Запас топлива, л: 620;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 60; вертикальная стенка, м - 0,8; ширина рва, м – 2,7; глубина брода, м - плавает
 

  Боевая машина пехоты MLI-84  
 
Боевая машина пехоты MLI-84
 

История румынской БМП MLI-84M своими корнями уходит в начало восьмидесятых, когда Советский Союз помог Румынии наладить лицензионное производство своей БМП-1. Освоившись с производством лицензионной машины, Бухарест решил создать собственную. Да только производственные мощности и конструкторская школа Румынии не позволили ей начать разработку собственной БМП с нуля. В качестве основы для машины, получившей индекс MLI-84, была выбрана все та же советская БМП-1. Переделка советской машины под румынские возможности и нужды не заняла много времени и уже в 1985 году из ворот завода выехала первая румынская БМП «собственной разработки». Если тогдашнюю MLI-84 поставить рядом с БМП-1, то можно заметить, что машины отличаются только некоторыми небольшими вещами.


  Боевая машина пехоты MLI-84  
 
Боевая машина пехоты MLI-84
 

Сразу же бросается в глаза верхний лобовой лист корпуса. Из каких-то своих соображений румынские конструкторы убрали с него оребрение, а заодно и изменили конструкцию фар и подфарников. Другое отличие заметно при взгляде сбоку – румынская БМП получила более широкие опорные и поддерживающие катки, чем были на оригинале. Наконец, в полностью снаряженном виде MLI-84 на три с лишним тонны тяжелее БМП-1 и весит 16,6 тонн. Бронирование и внутренняя компоновка румынской боевой машины полностью соответствует тому, что в свое время сделали в ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода. Относительно двигателя румынской БМП ясно далеко не все. Утверждается, что он имеет мощность в 360 лошадиных сил против 300 у БМП-1. Тип двигателя в открытых источниках не указывался, однако есть предположение, что это тоже модернизация советской конструкции. Доработанный УТД-20 (если это действительно он), как говорят румынские военные, обеспечивает MLI-84 максимальную скорость порядка 70 километров в час и запас хода по топливу в пять сотен километров. Такие данные позволяют утверждать, что увеличение мощности двигателя не пошло на пользу всей боевой машине – румынская имеет удельную мощность порядка 21,7 л. с. на тонну, а у советской этот показатель превышает 23 силы на тонну. В результате максимальная скорость румынской «переделки» выросла незначительно, а запас хода и вовсе упал.


  Боевая машина пехоты MLI-84M  
 
Боевая машина пехоты MLI-84M
 

И все же румыны не поленились доработать советскую боевую машину. Кроме уже указанных различий, MLI-84 отличается от БМП-1 составом вооружения. «Главный калибр» перешел на румынскую конструкцию без изменений, равно как и пусковая установка для противотанковых ракет «Малютка». Боекомплект тоже остался без изменений. А вот на крыше десантного отделения появилась турель для пулемета. На нее румынские оружейники установили крупнокалиберный пулемет ДШКМ с боезапасом в 500 патронов. Что интересно, люк, на котором установлен пулемет, был переделан. На место оригинального прямоугольного люка для посадки и высадки солдат установили круглый, подобный тем, какие ставятся на танковых башнях. Есть мнение, что и этот люк румынские инженеры не сделали самостоятельно, а попросту заимствовали с советских же танков Т-55 или с их лицензионных версий TR-580 и TR-77. Больше новшеств в составе вооружения MLI-84 нет.


  Боевая машина пехоты MLI-84M  
 
Боевая машина пехоты MLI-84M
 

Первая версия машины MLI-84 была запущена в серию еще в 1985 году, но по причине большого количества имевшихся у Румынии БМП-1 было произведено всего 170 «восемьдесят четверок». Через 15-20 лет после начала серийного производства «собственной» БМП Бухарест захотел обновить парк своей бронетехники. На этот раз создавать новую машину решили тоже на основе старой, правда, теперь в качестве базы взяли проект MLI-84. Со старой боевой машины пехоты сняли башню, старый двигатель и трансмиссию, а также вынули сидения для десанта. В передней части MLI-84M (так назвали обновленную БМП) поставили 400-сильный дизель C9 и трансмиссию от английской компании Perkins Engine (подразделение Caterpillar Defence Products). Сидения для десанта заменили на более новые «спортивной» конструкции (на опытных образцах), а на место старой башни установили гораздо более новую и современную.
В боевом отделении машины смонтировали модуль KBA производства израильской компании Rafael. На верхней необитаемой части боевого модуля смонтирована швейцарская 25-миллиметровая автоматическая пушка OWS-25 производства Oerlikon Contraves AG (ныне Rheinmetall Air Defence AG). С пушкой спарен 7,62-миллиметровый пулемет, а под ними на передней стороне модуля установлен прицельно-обзорный прибор. По заявлениям румынских оружейников, он позволяет следить за обстановкой и обстреливать цели в любых метеоусловиях и в любое время суток. К началу серийного производства башня новой МБП получила две пусковые установки для противотанковых ракет. Это могут быть Spike израильского производства или очередная румынская модернизация советской «Малютки». Кроме новой башни-модуля MLI-84M имеет шесть дымовых гранатометов (по три на борт).


  Боевая машина пехоты MLI-84M  
 
Боевая машина пехоты MLI-84M
 

Обновление вооружения боевой машины в очередной раз утяжелило ее, но теперь всего лишь до 17 тонн. Благодаря еще более мощному двигателю ходовые качества остались на уровне БМП-1 и MLI-84. Экипаж машины в очередной раз остался прежним – механик-водитель, командир и стрелок-оператор. В десантном отделении по-прежнему размещается восемь солдат. Несмотря на явное отставание MLI-84M от боевых машин ведущих мировых производителей, румынские военные сочли ее современной и подходящей под их требования. В 2005 году она была принята на вооружение. По первоначальным планам Бухареста постройка новых БМП должна была идти по двум направлением: строительство новых машин с нуля и переоборудование MLI-84 до уровня модификации «M». Однако было построено всего несколько новых машин, после чего все новые MLI-84M стали переделываться из старых. Общее количество построенных и переоборудованных MLI-84M на данный момент составляет порядка 180 единиц. На экспорт румынские БМП не предлагались, да и есть все основания полагать, что при наличии большого количества гораздо более продвинутых в техническом плане конкурентов подобные планы были бы чистейшей авантюрой.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.