В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, в Японии было разработано несколько типов бронеавтомобилей, которые использовались в боевых действиях, но в послевоенный период командование сил самообороны страны практически не уделяло внимания развитию этого вида военной техники. На вооружении состояло лишь небольшое количество американских бронемашин М8, разработка машин собственной конструкции не велась, ставка делалась на оснащение сил самообороны гусеничной техникой. Положение изменилось только в середине 70-х гг., когда под влиянием общемировых тенденций развития бронетехники было принято решение об оснащении сухопутных войск бронеавтомобилями двух типов: командно-штабного и разведывательного. Проектные работы начались в 1978 г. силами специалистов Исследовательского института сил самообороны и фирм «Komatsu» и «Mitsubishi». Обе машины должны были иметь общую конструкцию, силовую установку, трансмиссию и подвеску колес. Колесная формула машины изначально не задавалась техническими требованиями. Фирма Мицубиси построила трехосный экспериментальный бронеавтомобиль, а «Komatsu» двухосный. После сравнительных испытаний было решено начать полномасштабную разработку машины с колесной формулой 6х6. Среди причин, по которым бронеавтомобиль с колесной формулой 4х4 не устраивал военных и разработчиков, называют худшую по сравнению с трехосной машиной проходимость и большие сложности с размещением 25-мм пушки (что удивительно, ведь к моменту создания японской машины французский AML-90, вооруженный куда более мощной и тяжелой пушкой, успешно эксплуатировался более 20 лет). Как бы то ни было, контракт на разработку и постройку трехосной командно-штабной машины был подписан в 1978 г. Главным подрядчиком стала фирма «Komatsu», субподрядчиком «Mitsubishi». Кстати, в некоторых справочниках указывается, что бронеавтомобиль «Type 82» производится и разработан фирмой «Mitsubishi», очевидно, составители путают прототип, который действительно построен на этой фирме, с серийными машинами, в разработке и производстве которых первую скрипку играли инженеры фирмы «Komatsu». Бронеавтомобили «Type 82» предназначены для командного состава японских дивизий, на вооружении каждой дивизии имеется по десять таких машин. Вопрос об их поставках за пределы Японских островов никогда не ставился, поскольку конституция страны запрещает экспорт любого вооружения. Бронеавтомобиль «Type 82» имеет сварной закрытый корпус из стальных бронелистов, защищающий экипаж от бронебойных пуль калибра 7,62 мм. Водитель размещается в передней части справа; слева от него располагается второй член экипажа. В крыше над сиденьями имеется два прямоугольных люка. На люке водителя монтируется вращающийся перископический наблюдательный прибор или ИК прибор ночного видения. Впереди левого люка на шкворневой турели установлен 7,62-мм пулемет «Type 74». Обзор в 180° обеспечивается общим для обоих членов экипажа большим лобовым стеклом и двумя боковыми окнами; все окна изготовлены из пуленепробиваемых стекол и могут прикрываться бронезаслонками. Моторно-трансмиссионное отделение находится за отделением управления, ближе к левому борту. Двигатель десятицилиндровый дизель водяного охлаждения Исудзу 10РВI мощностью 305 л. с. Это первый случай применения на бронированной машине, разработанной в Японии после окончания войны, дизеля не фирмы Мицубиси. Двигатели 10РВI применяются на гражданских грузовых автомобилях, установка такого дизеля на бронеавтомобиль связана с требованиями военных снизить стоимость машины и упростить техническое обслуживание. Коробка передач имеет шесть скоростей переднего хода и одну заднего. Справа от двигателя есть ход сообщения между отделением управления и боевым отделением. В передней части крыши боевого отделения установлена командирская башенка с шестью перископическими наблюдательными приборами, расположенными по ее периметру; справа от башенки находится круглый двустворчатый люк, перед люком установлен пулемет калибра 12,7-мм М2NB. В боевом отделении установлен стол для топографических карт. Радиооборудование включает радиостанции F6 и F7 УКВ диапазона, коротковолновые N1 или N2 и приемник, предупреждающий об электромагнитном облучении N4. УКВ радиооборудование размещается в боевом отделении с левой стороны, коротковолновое с правой, сиденье радиста рядом с УКВ радиостанциями. Видео: Обзор бронеавтомобиля Type 82
|