Бронетранспортер БТР-152
СССР 

  Бронетранспортер БТР-152  
 
Бронетранспортер БТР-152
 
 
Тактико-технические характеристики
бронетранспортера БТР-152
Колесная формула: 6х6;
Боевая масса, кг: 8600;
Длина, мм: 6550;
Ширина, мм: 2320;
Высота, мм: 2360;
Клиренс, мм: 286;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 75;
Запас хода по шоссе, км: 600;
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град. - 30; крен, град. - 20; ширина рва, м - 0,80; стенка, м - 0,60; глубина брода, м - 0,80;
Экипаж (десант), чел.: 2 (17)
 

После окончания Второй мировой войны перед руководством Советской Армии встала задача выбора оптимального типа основного бронетранспортера, призванного значительно повысить мобильность и защищенность Сухопутных войск. В стране были развернуты опытно-конструкторские работы по созданию образцов как гусеничных, так и колесных машин. В конечном итоге предпочтение было отдано колесным машинам, имеющим меньшую стоимость производства и эксплуатации, массовый выпуск которых можно было в короткое время развернуть на конвейерах автомобильных заводов.


  Бронетранспортер БТР-152  
 
Бронетранспортер БТР-152
 

В мае 1946 г. на Московском заводе имени Сталина (ЗИС) начались испытания трехосного (6х6) автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151, предназначенного для использования как в вооруженных силах, так и в народном хозяйстве. На базе этой машины уже в ноябре 1946 г. под руководством Б. М. Фиттермана, при участии К. М. Андросова, А. П. Петренко, В. Ф. Родионова, П. П. Чернева и других конструкторов развернулись работы по созданию бронетранспортера, получившего рабочий индекс «объект 140». Для БТР с использованием агрегатов ЗИС-151 было отработано трехосное шасси ЗИС-123 с базой, сокращенной на 385 мм. По сравнению с исходным автомобильным оно имело усиленные и удлиненные передние рессоры, увеличенный ход подвески. Предполагалось применение односкатных, с развитыми грунтозацепами шин низкого давления (4 кг/см3) и увеличенной ширины (9,00х20), с единой для всех мостов колеей. Пулестойкость колес конструкторы планировали повысить за счет использования двойных камер, в дальнейшем предусматривалось и использование системы центральной подкачки. Автомобильный двигатель был форсирован до мощности порядка 118-122 л. с. (гарантированная мощность 110 л. с.).


  Схема бронетранспортеар БТР-152В1  
 
Схема бронетранспортеар БТР-152В1
 

БТР-152 имел несущий броневой корпус, сваренный из катаных листов толщиной 6, 8, 10 и 13 мм. Лобовая броня, выполненная с рациональными углами наклона листов, могла выдерживать попадание пуль калибром 12,7мм. В носовой части располагалось моторное отделение, за ним отделение управления, а в задней части БТР-152 вместительное десантное отделение, как и у БТР-40, открытое сверху. Для защиты десанта от непогоды имелся съемный брезентовый тент. Для посадки и высадки десанта в задней части корпуса имелись двери. Две двери были расположены и в передней части машины, по бокам корпуса. В переднем бронелисте имелись закрывающиеся жалюзи. Два смотровых люка в боевом положении закрывались бронекрышками со стеклоблоками. Штатное вооружение бронетранспортера включало 7,62-мм пулемет Горюнова СГ-47, в дальнейшем замененный на СГМ (боекомплект 1250 патронов). Пулемет можно было размещать на одном из четырех кронштейнов с вертлюгами, укрепленных по краям корпуса. Для ведения огня из индивидуального оружия десанта в бортах корпуса было сделано шесть амбразур круглой формы, закрывающихся крышками. Внешняя связь обеспечивалась радиостанцией 10-РТ-12.


  Бронетранспортер БТР-152В  
 
Бронетранспортер БТР-152В
 

Первые две машины, которым был присвоено армейское обозначение БТР-152, вышли на испытания в мае 1947 г. Вскоре к ним присоединились машины еще трех опытных серий. Результаты испытаний подтвердили высокие характеристики БТР-152. Так, его проходимость оказалась выше, чем у армейского автомобиля ГАЗ-63. Бронетранспортер развивал более высокую скорость, чем ЗИС-151, разгоняясь по шоссе до 80-85 км/ч. БТР-152 успешно завершил испытания к концу 1949 г. и 24 марта 1950 г. был принят на вооружение Советской Армии. Его массовый выпуск был развернут на заводе ЗИС. В целом конструкторам удалось создать простую по устройству и удобную в эксплуатации боевую машину, не лишенную, впрочем, ряда недостатков. К их числу можно было отнести, в частности, малую удельную мощность и относительно слабую, по сравнению с гусеничными боевыми машинами, проходимость.


  Бронетранспортер БТР-152К  
 
Бронетранспортер БТР-152К
 

Дальнейшим развитием БТР-152 стал бронетранспортер БТР-152В, работы по которому велись под руководством В. Ф. Родионова и Н. И. Орлова. Модернизированная машина была принята на вооружение в 1955 г. и тогда же запущена в серию на ЗИЛе. В конструкции бронетранспортера нашли применение узлы и агрегаты новейшего грузовика повышенной проходимости ЗИЛ-157, сменившего ЗИЛ-151 на заводском конвейере. Однако основное нововведение заключалось в установке системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах увеличенного размера (12,00х18). Это позволило значительно повысить проходимость машины, а также несколько увеличить ее боевую живучесть. БТР-152В получил также тяговую лебедку барабанного типа, обеспечивающую самовытаскивание бронетранспортера. Бронетранспортер БТР-152В1, запущенный в серию в 1957 г., имел более удобный и «живучий» внутренний подвод воздуха к шинам. Кроме того, этот бронетранспортер оснастили новой радиостанцией P-113. Водитель БТР-152В1 получил инфракрасный прибор ночного видения ТВН-2, а в обитаемых отделениях бронетранспортера была установлена система отопления. Имелся и ряд других, менее существенных усовершенствований. В 1959 г. на вооружение была принята последняя модификация бронетранспортера БТР-152К, имеющая броневую крышу над корпусом, а также нагнетающий вентилятор.


  Бронетранспортер БТР-152К  
 
Бронетранспортер БТР-152К
 

Введение бронированной крыши значительно повысило уровень защиты десанта (в первую очередь от поражающих факторов тактического ядерного оружия, которое в конце 1950-x гг. поступило на вооружение частей армии США в Западной Европе). Корпус бронетранспортера был увеличен по высоте на 300 мм. В крыше по всей длине имелся продольный люк, закрываемый тремя броневыми крышками. Каждая крышка крепилась на двух петлях с торсионом, облегчающим открывание люка. В корме машины имелась двухстворчатая дверь, на которой было закреплено запасное колесо. В передней части крыши над сиденьем водителя расположили лючок для ночного прибора ТВН-2.
На крыше корпуса установили четыре кронштейна для пулеметов СГМБ или ПКТ (основная позиция для пулемета находилась над отделением управления), однако часть бронетранспортеров была лишена штатного пулеметного вооружения.
В отличие от бронетранспортеров семейства БТР-152 предыдущих модификаций на новой машине отсутствовали двухместные сиденья для десанта над топливным баком. В результате десантовместимость уменьшилась на четыре человека.
Силовая установка модернизированного бронетранспортера ЗИС-123В имела алюминиевые головки блока цилиндров и ряд других усовершенствований.


  Вид из кабины бронетранспортера БТР-152В  
 
Вид на место водителя бронетранспортера БТР-152В
 

На базе БТР-152 был создан ряд зенитных пулеметных установок. Первая из них БТР-152А (ЗТПУ-2) была запущена в производство в 1950 году, практически одновременно с базовой моделью бронетранспортера. В 1951 г. эта машина была официально принята на вооружение.

В 1952 г. на испытания вышла и более мощная счетверенная зенитная пулеметная установка ЗТПУ-4 (четыре КПВ калибром 14,5 мм) с боекомплектом 2000 патронов. Установка обладала высокой огневой мощью, однако применение четырех пулеметов увеличивало усилия в ручном механизме наведения, что затрудняло прицеливание. ЗТПУ-4 была изготовлено всего в нескольких экземплярах и на вооружение не принималась. В дальнейшем на базе БТР-152В1 были созданы 23-мм спаренная зенитная установка ЗУ-23, а также машина управления БТР-152У, имеющая корпус увеличенной высоты, обеспечивающий возможность размещения различной аппаратуры, а также удобные условия работы для операторов.

   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.