Боевая машина пехоты БМП-1 (Объект 765) |
СССР 
|
|
 |
 |
 |
|
Тактико-технические характеристики БМП-1
|
Боевая масса, т: 13;
Экипаж, чел.: 3+8;
Габаритные размеры, мм: длина с пушкой вперед – 6735, ширина – 2940, высота до крыши башни – 1924, клиренс – 370;
Бронирование: противопульное;
Вооружение: 73-мм гладкоствольная пушка 2А28, 7,62-мм пулемет ПКТ, ПУ ПТУРС 9М14М «Малютка»;
Боекомплект: 40 выстрелов, 2000 патронов, 4 ПТУРС;
Двигатель: УТД-20, многотопливный 6-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения, мощность 221 кВт при 2600 об/мин;
Удельная мощность двигателя, кВт/т: 17,0;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 65;
Запас хода по шоссе, км: 600;
Запас топлива, л: 460;
Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м - 0,7; ширина рва, м - 2,7; глубина брода, м - плавает
|
|
|
 |
 |
 |
|
Боевая машина пехоты «Объект 765» выпуска 1964 года, являлась дальнейшим развитием опытного образца БМП «Объект 765» выпуска 1962 г. Она была изготовлена на ЧТЗ в 1964 г. и в том же году прошла полигонно-войсковые испытания. После устранения выявленных недостатков машина была принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 2 июня 1966 г. под маркой БМП-1.
БМП-1 представляла собой плавающую гусеничную машину массой 12,8 т с передним расположением МТО и кормовым размещением десантного отделения, в котором располагалось 8 стрелков. Посадка и спешивание десанта производились через две двери в корме корпуса машины. Для выхода десанта при движении БМП-1 на плаву, ведения огня по воздушным целям, а также наблюдения за местностью на марше в крыше корпуса (над сиденьями десанта) имелось четыре люка с броневыми крышками. Механик-водитель размещался в отделении управления у левого борта, в башне слева от орудия располагался наводчик-оператор. За механиком-водителем находился командир стрелкового отделения (взвода, роты) он же командир машины. Боевой расчет БМП-1 составлял 11 человек.
БМП-1 была вооружена 73-мм гладкоствольным орудием 2А28 «Гром» и спаренным 7,62-мм пулеметом ПKT. Кроме того, снаружи башни на орудии была закреплена пусковая установка для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Прицельная стрельба из орудия велась на дальностях до 1300 м. Скорострельность составляла 8-10 выстр./мин. Управление полетом ракеты осуществлялось передачей команд по проводам наводчиком-оператором с помощью специального пульта.
Боекомплект к гладкоствольному орудию состоял из 40 активно-реактивных выстрелов кумулятивного действия, находившихся в конвейере механизма заряжания. Они имели бронепробиваемостъ 300 мм по нормали. Четыре ПТУР 9М14 располагались вертикально внутри боевого отделения на направляющих. Заряжание пусковой установки производилось вручную наводчиком-оператором изнутри машины путем выдвижения направляющей с ПТУР через специальный люк в крыше башни. Бронепробиваемость ПТУР составляла 400 мм по вертикально расположенной броневой плите. Стрельба ракетами велась на дальностях от 500 до 3000 м. Боекомплект к пулемету ПКТ составлял 2000 патронов.
В десантном отделении в бортовых листах корпуса имелось 8 амбразур, в которых были смонтированы шаровые установки. Передняя шаровая установка со стороны каждого борта предназначалась для 7,62-мм пулемета ПК, а остальные - для автоматов АК-47 десанта. В левой кормовой двери была смонтирована еще одна шаровая установка для автомата АК-47. Все амбразуры закрывались броневыми крышками.
Корпус и башня были изготовлены из противопульной броневой стали, а съемная крыша верхней носовой части корпуса из броневого алюминиевого сплава, обеспечивавшего защиту от снарядов 23-мм пушки. Башня устанавливалась на шариковой опоре, подвижный и неподвижный погоны которой изготовлялись из алюминиевого сплава, а шарики из пластмассы. Машина оснащалась автоматическими системами ПАЗ, ППО и термодымовой аппаратурой (ТДА) многократного действия.
На БМП-1 устанавливался четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизель УТД-20 мощностью 221 кВт (300 л. с), который был объединен с механической трансмиссией (за исключением бортовых редукторов) в силовой блок. Емкость топливной системы, включавшей один основной бак в десантном отделении и два бака, встроенных в кормовых дверях корпуса, составляла 462 л. Запас хода по шоссе составлял 500 км.
В силовой установке применялась жидкостная инжекционная система охлаждения. Для облегчения пуска двигателя при низких температурах использовался форсуночный подогреватель.
Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения стали 65Г по фрикционному материалу КФ-2 (НСФ-2), пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными конусными синхронизаторами, двух двухступенчатых ПМП, двух однорядных планетарных бортовых редукторов и системы гидросервоуправления. Коробка передач обеспечивала получение пяти передач вперед и одной передачи заднего хода. Картер коробки передач отливался из алюминиевого сплава Ал-4. Система управления агрегатами трансмиссии включала гидросервоприводы управления главным фрикционом, коробкой передач, механизмом поворота и остановочными тормозами. Приводы управления главным фрикционом и остановочными тормозами ПМП имели пневматическое дублирование. Кроме того, остановочные тормоза имели механический привод непосредственного действия от рукоятки стояночного тормоза. Для управления поворотом машины на рабочем месте механика-водителя была установлена рулевая колонка с штурвалом. На рулевой колонке имелся рычаг включения замедленной передачи, которая получалась изменением передаточного числа в 1,44 раза одновременно в двух ПМП при прямолинейном движении машины на любой передаче.
Гусеничный движитель имел переднее расположение ведущих колес, двенадцать однодисковых опорных и шесть поддерживающих катков с наружной амортизацией, две гусеницы с PMШ и два направляющих колеса. Для натяжения гусеницы использовался червячный кривошипный механизм, расположенный в кормовой части корпуса. Гусеничный движитель использовался также в качестве водоходного движителя. В состав системы подрессоривания входили индивидуальная торсионная подвеска, четыре поршневых гидроамортизатора двухстороннего действия, пружинные и резиновые ограничители хода балансиров (упоры). Постоянно установленный над верхней ветвью гусеницы гидродинамический кожухе инерционной решеткой в его кормовой части способствовал повышению скорости движения и маневренности машины на плаву. Запас плавучести машины составлял 18%.
Средствами связи являлись радиостанция Р-123, ТПУ Р-124 на 5 абонентов, сигнальные флажки и сигнальный пистолет.