Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» модель 1914 г.
Россия 

  Бронеавтомобиль Руссо-Балт модель 1914 г.  
 
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
«Руссо-Балт» модель 1914 г.
Боевая масса, т: 2,96;
Экипаж, чел: 5;
Габаритные размеры, мм: длина - 4500, ширина - 1980, высота - 2000, колесная база - 3165;
Бронирование, мм: лоб и корма корпуса - 5, борт - 3,5, крыша - 3;
Вооружение: три 7,62-мм станковых пулемета «Максим»;
Боекомплект: 9000 патронов;
Двигатель: «Руссо-Балт С24-40», 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4501 см3, мощность 29,4кВт при 1800 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 9,93;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 40;
Запас хода, км: по шоссе до 300;
Запас топлива, л: 96.
 

История производства отечественных бронеавтомобилей неразрывно связана с историей создания первого в российской армии бронеавтомобильного подразделения, известного под названием «1-я автомобильная пулеметная рота».
Сразу же после начала первой мировой войны Верховный Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич поставил перед военным министром генерал-адьютантом Сухомлиновым задачу создать специальное подразделение, оснащенное бронированными автомобилями с пулеметным вооружением. Сухомлинов вызвал к себе лейб-гвардии егерского полка полковника А. Добржанского, временно прикомандированного к канцелярии Военного министерства, и поручил ему и штабс-капитану Некрасову в кратчайшие сроки построить два десятка бронеавтомобилей и сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею». Спустя два дня своим официальным приказом приступить к постройке броневых машин военный министр «положил начало существованию блиндированных автомобилей и формированию роты».

Бронеавтомобиль Руссо-Балт модель 1914 года

Выбор военного министра не был случайным он знал, кому доверить организацию производства отечественных бронеавтомобилей. Еще до войны полковник Добржанскии в соавторстве с подполковником в отставке Л. Чемерзиным разработал теоретические основы применения бронемашин в ходе военных действий, изучив и обобщив опыт испытаний первого русского бронеавтомобиля подъесаула М. Накашидзе. Он считал что в будущей войне эти машины смогут применяться для ведения разведки в тылу и на флангах противника, для огневой поддержки своих войск в наступлении и преследовании отступающего врага, для срыва атак его кавалерии, для поддержания связи и выполнения других видов боевых задач. Кроме того, Добржанский был знаком с производством бронемашин на заводах французской фирмы «Крезо» и принимал непосредственное участие в их проектировании.
Добржанскому и Некрасову удалось сделать почти невозможное — всего за полтора месяца с нуля спроектировать и построить девять бронемашин. И уже 16 октября 1914 года — до прибытия в Россию 48 бронемашин «Остин», заказанных в Англии, — на фронт отправилась автомобильная пулеметная рота, укомплектованная первыми отечественными броневиками.
В качестве производственной базы Добржанский избрал Ижорский завод в Колпино, под Петроградом. Туда с 24 августа по 1 октября 1914 года из Риги с Русско-Балтийского вагонного завода прибыли семь легковых шасси модели «Руссо-Балт-С24-40» серии ХШ-бис, оснащенных 294-киловаттными (40 л. с.) двигателями На основании указаний полковника Добржанского, назначенного командиром нового подразделения, инженер-механик Грауэн разработал проект бронировки шасси. Работы по изготовлению бронекорпусов и их установке на шасси велись в бронепрокатной мастерской № 2 Ижорского завода.

Прежде всего, на рамах шасси были смонтированы каркасы, выполненные из прокатного уголкового профиля, к которым с помощью болтов и заклепок крепились броневые листы из хромоникелевой стали особой закалки — их прокатывали непосредственно на Ижорском заводе. Толщина передней и задней стенок корпуса составляла 5 мм, бортов — 3,5 мм и крыши — 3 мм. Бронелисты располагались под наклоном таким образом, что в поперечном сечении бронекорпус представлял собой шестиугольник с несколько расширенной верхней частью. Такая конфигурация корпуса способствовала повышению пулестойкости бронировки, которая обеспечивала противопульную защиту на расстоянии 200 шагов. Бронемашина не имела вращающейся башни, и вооружение устанавливалось в стенках корпуса Экипаж «Руссо-Балта» состоял из командира машины. который, как правило, был офицером, шофера и трех пулеметчиков.


  Схема бронеавтомобиля Руссо-Балт модели 1914 г.  
 
Схема бронеавтомобиля «Руссо-Балт» модели 1914 г.
 

В отделении управления справа размешался водитель, слева — пулеметчик, который вел огонь из 7,62-мм пулемета «Максим», смонтированного в наклонном лобовом листе корпуса Водитель имел довольно ограниченный обзор, поскольку наблюдение за дорогой и местностью мог вести только через узкие смотровые щели в лобовом листе и правой стенке отделения управления. При необходимости смотровые щели закрывались изнутри внешними поворотными бронезаслонками в виде узких прямоугольных пластин. На крыше отделения управления был установлен патронный ящик.
В задней части корпуса находилось боевое отделение, в котором размещались остальные три члена экипажа. На его крыше, уровень которой был существенно ниже крыши отделения управления, имелся большой квадратный люк с откидной крышкой, состоявший из двух частей, соединенных шарнирными петлями. Для входа в машину в нижней части левого борта была предусмотрена прямоугольная дверь на внешних петлях, открывавшаяся в сторону кормы броневика. Кроме того, в бортах и корме корпуса имелись порты для установки пулеметов «Максим» и смотровые щели для наблюдения за местностью две в правом борту и по одной в левом и корме.
Вооружение «Руссо-Балта» состояло из трех 7,62-мм пулеметов водяного охлаждения «Максим» и располагалось треугольником один пулемет в лобовой стенке, второй в кормовой (устанавливались стационарно), третий в одном из бортов (мог перебрасываться с одного борта на другой в зависимости от ситуации на поле боя). Это давало возможность всегда иметь в бою два пулемета, направленных в цель, на случай задержки одного из них. Пулеметные станки и скользящие на роликах щиты, разработанные полковником ГАУ А Соколовым, позволяли вести круговой обстрел. Возимый боекомплект состоял из 9000 патронов, снаряженных в пулеметные ленты.

В передней части корпуса располагался моторный отсек, в котором был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Руссо-Балт-С24-40» с рабочим объемом 4501 см3 , развивавший мощность 29,4 кВт (40 л. с.) при 1500-1800 об/мин. Двигатель отличался двусторонним расположением клапанов, цилиндры были отлиты в двух блоках. Циркуляция воды в системе охлаждения осуществлялась с помощью насоса. К подшипникам коленчатого вала смазку подавал шестеренчатый масляный насос. Остальные детали смазывались масляным туманом в картере двигателя. Для регулировки подачи смазки служили игольчатые клапаны с контрольными стеклянными пробирками — так называемая рампа (этот прибор применялся на всех машинах, выпускавшихся на «Руссо-Балте»).


  Внутри бронеавтомобиля Руссо-Балт модели 1914 г  
 
Внутри бронеавтомобиля «Руссо-Балт» модели 1914 г.
 

Двигатель монтировался отдельно от четырехступенчатой коробки передач, и, чтобы деформации рамы не нарушали соосности обоих агрегатов при езде по бездорожью, они крепились на дополнительном подрамнике. Картеры двигателя и коробки передач были отлиты из алюминиевого сплава. Все шестерни коробки передач, главной передачи, а также колеса вращались не во втулках, а на шарикоподшипниках. Для передачи крутящего момента к ведущим колесам служили не цепи, как на ряде машин того периода, а карданный вал. В сочетании с трансмиссией двигатель позволял бронемашине с боевой массой 2,96 т двигаться по дорогам с твердой поверхностью с максимальной скоростью 40 км/ч. С полными баками, вмещавшими 96 литров бензина, «Руссо-Балт» мог пройти по шоссейной дороге до 300 км.
В двухосной заднеприводной (4x2) ходовой части на обеих осях использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами размером 880-120 мм. Подвеска передних колес, представляла собой две продольные полуэллиптические листовые рессоры. Подвеска задней оси состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических листовых рессор: двух продольных и одной поперечной. Тормозами, причем с механическим приводом, были оборудованы только задние колеса. Ни передних, ни задних крыльев бронемашина не имела.
Из построенных бронемашин «Руссо-Балт» полковник Добржанский сформировал 1-ю автомобильную пулеметную роту, состоявшую из четырех взводов. В каждом было по два пулеметных броневика и легковых автомобиля, по одному грузовику малой грузоподъемности (1 т.) и по мотоциклу. На автомобилях перевозили личный состав и имущество, а мотоцикл использовался для связи с командиром роты и штабом.

16 октября 1914 года подразделение Добржанского отбыло на Северо-Западный фронт. Броневики «Руссо-Балт» успешно действовали в боях в Восточной Пруссии и в Польше на лодзинском направлении. Уже 3 января 1915 года штаб 2-й армии этого фронта доносил «Бронированные автомобили снискали себе полное доверие в войсках, нашедших в этих машинах огромную, мощную поддержку, особенно в наступлении». Штаб 1-й армии дал следующую оценку боевой деятельности роты. «Эти автомобили своей боевой службой с ноября месяца уже в полной мере оправдали возлагавшиеся на этот новый вид оружия надежды...».
К концу 1921 года сохранились только три «Руссо-Балта» из 1-го дивизиона. Один броневик (шасси № 538) находился в 41-м автобронеотряде, а два других (шасси № 535 и №5 39) — в Ликвидационной комиссии.


   
 
Смотрите на нашем сайте:
 
 
 
Copyright © 2009-2019 Большая военная энциклопедия.