Легкую подвижную машину с вспомогательным вооружением для самозащиты при выполнении разведывательных функций первым во Франции разработал капитан Жанти, интересовавшийся всеми техническими новинками и известный своими опытами по использованию велосипеда для военных нужд (он же сконструировал первый складной велосипед). Жанти сразу увлекся автомобильной техникой и очень быстро приобрел известность, участвуя в автогонках под псевдонимом Ла Тулубр. В 1900 году капитан Жанти входил в состав военной комиссии по изучению автомобилей, представленных армии для последующего приобретения Годом позже его пригласили читать курс по автомобильной технике в высшей военной школе. Приобретение в 1899 году трех автомобилей, позволило сформировать в Венсенне роту автомехаников, командование которой Жанти принял 12 июля 1901 года. Он занимался ремонтом и обслуживанием машин наравне со своими подчиненными, и именно тогда ему в голову пришла идея вооружить пулеметом обычную штабную машину. С этого момента вся его дальнейшая деятельность была подчинена одной цели — создать полноценную боевую машину и разработать тактику ее применения.
Между тем ситуация в Марокко заметно ухудшилась: прокатилась волна бунтов в Фезе, начались грабежи на мароккано-алжирской границе. Командир Оранской дивизии генерал Лиотей обратился в военное министерство с просьбой отправить ему бронеавтомобиль, преследуя при этом две цели во-первых, обеспечить патрулирование обширного театра военных действий, а во-вторых, поразить воображение местных арабских племен (этот психологический аспект был продиктован удачным опытом русского генерала Куропаткина во время русско-японской войны 1905 года. Генерал Лиотей внимательно следил за этой кампанией и изучал последствия применения нового оружия). Капитан Жанти и его «Panhard-Levassor» отправились в путь 7 декабря 1907 года и прибыли к месту назначения 18 декабря. На 4 февраля 1908 года общий пробег машины с начала ее службы в Марокко составил 4000 км. Спустя три дня произошла первая авария, которая закончилась для капитана Жанти переломом руки. Вынужденную паузу, связанную с ремонтом машины, он использовал, чтобы усовершенствовать карбюратор собственной конструкции.
Учитывая несомненный успех бронеавтомобиля, командование французских войск в Марокко запросило еще две машины. Артиллерийское управление поторопилось удовлетворить эту просьбу, изыскало кредиты и выдала соответствующий заказ фирме «Панар-Левассор». К сожалению, контрольный орган административно-хозяйственной службы отказался утвердить выданный заказ без объявления тендера. В связи с этим возникла необходимость разработать технические условия на заказываемую технику и провести консультации со всеми производителями. Капитан Жанти. находившийся в Марокко, не участвовал в этой работе. И снова задержка эти технические условия практически повторяли описание машины «Panhard-Levassor» образца 1904 года, что вызвало бурные протесты других фирм. Под их нажимом технические условия пришлось пересмотреть, и снова верх одержала фирма «Клеман-Байяр». Однако предыдущий опыт не прошел даром две новые машины оказались более приспособленными для выполнения возложенных на них задач и в июне 1910 года были отправлены в Северную Африку.
Ситуация в Марокко продолжала ухудшаться, и от командования французских войск пришел заказ еще на три пулеметные машины 25 апреля 1911 года военный министр Берто санкционировал их покупку и, пользуясь своим служебным положением, потребовал, чтобы подряд был передан фирме «Panhard-Levassor» для постройки — в кратчайшие сроки — машин, аналогичных автомобилю капитана Жанти. Но, модель 1904 года была уже снята с производства. Тем не менее, генеральный директор фирмы Кребс заверил министра, что «Панар-Левассор» выполнит заказ. 28 апреля 1911 года заказ был сделан в устной форме, и работа началась уже через 15 часов. В первых числах мая пришел и официальный приказ.
|