Основным вкладом Канады в развитие боевых бронированных машин периода первой мировой войны стал бронированный автомобиль, созданный в 1914 году французским эмигрантом Рэймоном Брютинелем, прибывшим в Канаду незадолго до начала войны в Европе. Эта машина стала первым бронеобъектом на колесном шасси, разработанным и построенным в Канаде. Базой для машины стало шасси легкого двухосного грузовика коммерческого типа, производившегося в американском штате Пенсильвания фирмой «Отокар компании». Передняя часть автомобиля была полностью забронирована плоскими листами стали толщиной 9,5 мм. Верхний и нижний лобовые листы устанавливались под наклоном, что несколько повышало их пулестойкость. Тут же внизу располагался двухцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, позволявший машине развивать максимальную скорость 40 км/ч. Нижний лобовой лист крепился на шарнирных петлях и поднимался вверх для улучшения охлаждения двигателя. Сразу за спиной водителя находилось открытое сверху боевое отделение, а по сути дела — бортовой кузов, боковые стенки которого состояли из двух частей, нижние панели были неподвижны, верхние же соединялись с нижними посредством шарнирных петель и могли отклоняться внутрь боевого отделения. Два 7,62-мм пулемета «Кольт» образца 1895 года, прозванные в войсках «картофелекопалками», располагались по продольной оси машины в задней части боевого отделения и возвышались над откидными бортами. Передний пулемет монтировался на двуноге, прикрепленной болтами к днищу, а задний — на треноге, закрепленной на выступе-ступеньке в корме боевого отделения. Внутри боевого отделения вдоль бортов и наклонной кормовой стенки располагались ящики для боеприпасов. Верхние панели бортов в закрытом положении — то есть откинутые внутрь боевого отделения, служили крышками для патронных ящиков, при этом члены экипажа оставались практически без защиты. Но даже когда верхние бортовые панели находились в вертикальном положении, они все равно полностью не защищали пулеметные расчеты от огня противника. Первоначально бронированные автомобили «Отокар» предполагалось использовать в качестве пулеметовозов. В 1916 году 7,62-мм «Кольты» заменили более надежными 7,7-мм пулеметами «Виккерс» и на поздних этапах войны бронеавтомобили выполняли функции настоящих бронемашин, в частности, в составе 1-й канадской бронепулеметной бригады они участвовали в наступлении союзнических войск, предпринятом на западном фронте в конце 1918 года. Фото легкого бронеавтомобиля «Отокар»
|